Завтра отмечается всемирный день гражданской обороны. Сотрудники Единой дежурно-диспетчерской службы первыми приходят на помощь жителям района и не только.
Единая служба
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) – одно из подразделений отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) администрации Пластовского района. ЕДДС объединяет все дежурно-диспетчерские службы: пожарных, полицию, медиков, газовиков, энергетиков, ЖКХ, водопровод. Сделано это для удобства обращения граждан на единый экстренный номер, не надо задумываться о том, какое именно происшествие произошло и в какую именно службу нужно звонить. Единый номер 112 работает как со стационарных телефонов, так и любых сотовых телефонов, даже в случае отсутствия средств на счете или SIM-карты.
Создана ЕДДС в нашем районе в 2010 году и поначалу размещалась в пожарной части, штат сотрудников был пять человек. С 2011 года служба располагается в здании администрации Пластовского района и относится к отделу ГО и ЧС. У сотрудников ЕДДС есть форма – синяя, «эмчеэсовская».
Пятый год руководит службой Александр Владимирович Гончаренко. В коллективе 11 человек, кроме начальника еще один мужчина Андрей Николаевич Тюрин, остальные – женщины.
– У нас основной контингент работает с 2018 года, – рассказывает А.В. Гончаренко. – Дружный, слаженный, опытный коллектив. Операторов набирали пять лет назад – был жесткий кастинг непосредственно через начальника отдела ГО, ЧС и ЕДДС Хасана Зиятдиновича Шамсутдинова.
Требования к специалистам серьезные: стрессоустойчивость, умение выслушать и помочь, оперативность действий, многозадачность. Потому и образование у сотрудников среднее техническое, а у половины наших диспетчеров – высшее.
Есть чёткий алгоритм действий в разных ситуациях, отработанный «от» и «до», тем не менее, сотрудники регулярно проходят учёбу и стажировку. Кроме того, МЧС области нас периодически тренирует: присылает вводную, вот сегодня, например, обрыв проводов. Дежурный отрабатывает ситуацию, документирует, потом его работу оценивают. ЕДДС района работает во взаимосвязи с аналогичными службами всей страны. Ежедневно у нас селекторные совещания: утром – областное, ближе к обеду всероссийское. Нужно знать обстановку по области и стране.
112 – экстренный вызов!
ЕДДС – служба круглосуточная. Дневные дежурные работают с 8.00 утра до 16.00, потом их меняют ночные операторы. В праздники работают посуточно. Каждый звонок записывается в автоматическом режиме: проигнорировать не получится.
Оператор Светлана Михайловна Рявкина:
– В среднем в сутки поступает около 30 звонков. А если случается непогода или какая-то авария в ЖКХ, то уже все 333 звонка! Было и 400! Хочется через газету донести до наших жителей, что служба 112 – для экстренных звонков. Служба единая, конечно, но если я буду занята в этот момент другим звонком, срочный вызов уйдет в область. И к примеру, я сразу пойму сообщение о том, что произошло ДТП возле колледжа, а оператор из области будет выяснять, возле какого именно колледжа, по какому адресу… Поэтому не следует занимать несрочными звонками номер 112, обращаться по коммунальным вопросам, которые могут и подождать. Снег не почищен, какие-то другие не экстренные ситуации, будьте добры, наберите 2-51-11.
Оставаться человеком!
Совет для звонящего по номеру 112: если вам нужна помощь – четко отвечайте на вопросы, которые задает оператор, не паникуйте, от этого зависит время реагирования службы, ведь для ее выбора и отправки оператор должен владеть всей необходимой информацией. И напоминание: все разговоры с дежурными записываются. Поэтому, звоня на 112, держите себя в руках, не выливайте свой негатив на дежурного. Человек должен в любой ситуации оставаться человеком. Помните: любая проблема – временна.
30 звонков в сутки в среднем поступает в ЕДДС
от 300 от 400 – в случае непогоды, катаклизмов разного характера, коммунальных аварий.
Успокоить, понять, обнадежить
Звонки на 2-51-11 принимает оперативный дежурный, который занимается всеми иными ситуациями, кроме экстренных. Старший оперативный дежурный Галина Геннадьевна Боголюбова работает в ЕДДС с 2011 года.
– Работа мне нравится. Поначалу страшно, потом становишься стрессоустойчивым. Бывают крики по ту сторону, паника, ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям и тоже паниковать, надо включать холодную голову. Эмоции не должны брать верх над разумом. Привыкаем, иногда уже и дома говорим: «112 слушает!». Тематика звонков зависит от времени года: зимой – снег, весной – ливневки, подтопления, летом – возгорание сухой травы, грибники-потеряшки… Я стала здесь работать – полюбила дожди и разлюбила снег! – улыбается она. – Но надо отметить, благодаря своей работе мы и сами развиваемся, кругозор расширяем. Иной раз такой вопрос зададут, не знаешь что ответить. Например, что делать со змеей, которая заползла в дом? Звонишь егерям, охотникам, получаешь информацию – и в следующий раз ты уже вооружен.
Александр Владимирович Гончаренко:
– Приходится быть и психологами. Иногда человек звонит на «112», когда ему надо с кем-то «просто поговорить». Оператор для него – последняя надежда выслушать, понять и, может быть, уберечь от страшного шага.
Всё под контролем!
– Периодически звонят просто неадекватные люди, есть у нас такие на территории района, мы их уже знаем наперечет, здороваемся по имени-отчеству, – продолжает А.В. Гончаренко. – Представляются как НЛО, сетуют, что мы кого-то от ковида не уберегли, призывают позаботиться о звездах эстрады… Другой абонент жалуется, что у него от взрывов в шахте дом разваливается, интересуется, когда ему наше градообразующее предприятие купит квартиру. Бывает, хулиганы звонят, малолетние дети, которым в руки попал телефон, приходится быть воспитателем. Такие разговоры отвлекают операторов службы – ведь кому-то в это время действительно требуется наша помощь. Отследить хулиганов не составляет труда: в ЕДДС могут определить и местонахождение звонившего, и номер телефона.
Любая проблема – временна
Труд диспетчера только на первый взгляд кажется простым – сиди и отвечай на звонки. Однако это очень тяжелая работа и с точки зрения технической, и в особенности – психологической: некоторые жители не отличаются корректностью и буквально выливают весь негатив на диспетчера.
– Поскольку служба у нас круглосуточная, в помещении предусмотрены места отдыха и приема пищи. Для психологической разгрузки даже аквариум с рыбками поставили: сиди, созерцай, отдыхай, – делится Александр Владимирович.
Да, сотрудники ЕДДС не тушат пожары, не выносят из огня пострадавших, не участвуют напрямую в ликвидации последствий ЧС. Однако именно с диспетчеров ЕДДС начинается путь к помощи многим людям – они на передовой.
Нина Михайлова, корреспондент ЗО. фото автора