Принять, понять и полюбить – три главных глагола педагога особенных детей
Наталья Николаевна Кузнецова работает в специализированной школе-интернате №8. Ее подопечные – особенные дети. Она четко определила для себя: не сочувствие, а поддержка; не жалость, а соучастие; не любопытство, а принятие! У особенного педагога особая миссия и огромная ответственность.
Продержишься год – останешься
Родилась Наталья в Пласте в дружной многодетной семье, окончила Челябинское педагогическое училище, получив специальность воспитателя детского сада, и вернулась в родной город. Высшее образование, точнее два высших, получила, уже работая в школе: она методист-организатор (с красным дипломом!) и дефектолог.
Мест в детских садах не было, и ей предложили работу в специализированной школе.
– Когда я пришла, – вспоминает Наталья, – педагоги старшего поколения сказали: год продержишься – значит останешься. Вот уже 32 года я в этой школе! И ни разу не пожалела. Люблю детей, которые там учатся. Это дети особенные, поэтому к ним надо относиться более бережно.
Вырастить самодостаточного человека – дорогого стоит!
– Мы работаем с сельскими детьми, которые живут в нашем интернате. Живут они тут с понедельника по пятницу, на выходные уезжают домой. Мы, воспитатели, находимся с ними с обеда и до девяти вечера, укладываем спать и уходим домой. Так что основную часть свободного от учебы времени они проводят с нами. Делаем с ними уроки, проводим развивающие занятия, мероприятия, праздники, занимаемся в кружках… Зимой ходим с ними на каток, летом в парк, в кинотеатр.
Возраст детей – от семи до 15-16 лет. Выпускники уходят учиться в наш горно-технологический колледж, получают профессии маляра, швеи, бывает, поступают учиться в Южноуральск. Мы радуемся, если наши дети по истечении времени живут самодостаточно, у нас есть такие. Они осваивают нужные профессии, уезжают на вахты, заводят семью. Прекрасные семьи у многих. Знаете, вырастить хорошего семьянина из ребенка, который сам в детстве зачастую живет в асоциальных условиях – это дорогого стоит! Думаю, в этом определенная заслуга и нас, воспитателей, и педагогов школы. Им нужны тепло, забота.
Разное бывало
– В этом году ко мне уже пришли, можно сказать, мои внуки! Третье поколение воспитываю: сначала их мамы-папы, потом дети, сейчас – внуки. Когда я пришла в школу, мне было 18 лет, моим первым воспитанникам – по 15-16 лет, они практически мои ровесники. Тогда в нашу школу попадали, как мы их называем, «поведенческие» дети. Помню, один мальчик посадил меня от радости на шкаф, и я сидела ножками болтала, не зная, что делать. Разное бывало… Был у нас воспитанник Алексей, о нем и газета писала: прекрасный работник (он по профессии механизатор), прекрасный семьянин, у него замечательные дочки-отличницы. Бывают и сейчас проблемы, как во всех школах. У нас хорошее руководство – всё решается.
Мои наставники
– Я как-то задумалась, почему выбрала эту профессию. Когда подавала документы в училище, не задумывалась, как-то по наитию все случилось. Позднее поняла, почему. Меня сподвигли на это педагоги, которые работали со мной! Они заразили меня любовью к этой профессии, к детям. У нас в 12-й школе были замечательные учителя: Анна Григорьевна Дудкина, Татьяна Викторовна Ермолина, Валентина Васильевна Лопатина, Валентина Павловна Долгополова, Зоя Борисовна Фалзылзянова, Виктор Федорович Саломатов, Галина Аркадьевна Меньшикова, Валентина Егоровна Пермякова, Тамара Григорьевна Михай… Наверное, из меня получился бы хороший учитель математики, как мне советовала когда-то Татьяна Викторовна. Меня всегда окружают хорошие люди. У меня и в восьмой школе были замечательные учителя-наставники: Тамара Александровна Ячевская, Тамара Петровна Соколова…
Я понимаю, что если бы ты не любил детей, ты бы там не остался, потому что тебя каждый день проверяют дети! Людей, которые детей не любят, сами дети просто выживают. У нас дружный коллектив, сплоченный. Не бывает так, что кто-то чуть-чуть поработал и ушел, остаются надолго.
— в первую очередь выбором профессии я обязана моей маме: родительская семья была большая, и у меня самой большая семья – трое детей и уже четверо внуков. У нас шахтерская династия: отец, брат, внуки – все шахтеры. Мои сыновья Сергей и Александр работают в Якутии, оба проходчики. Младшая дочь Юлия заканчивает школу.
Вкладывает душу в ребёнка
С Артемом Наталья Николаевна занимается уже девять лет. У мальчика ДЦП, он на домашнем обучении. Мама Артема Ольга Ивановна говорит:
– Наталья – прекрасный педагог, прекрасный человек, мама и бабушка! Она нам очень помогла. Артем людей любит, но не каждого к себе допускает так близко. А к Наталье Николаевне тянется, она нашла подход. За эти девять лет Артем научился разговаривать, он рисует, лепит… Каждый день в восемь утра Наташа уже у нас – приходит перед своей основной работой и занимается с сыном. Она всю душу вкладывает в ребенка.
Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Ш.А. Амонашвили, советский, грузинский и российский педагог, академик, новатор
Пластилиновая живопись
и цветы
Наталья Николаевна ведет у своих подопечных кружок «Пластилиновая живопись». Участвуют во всех конкурсах – областных, всероссийских, и каждый год что-то выигрывают. Работы – просто произведения искусства! Еще одно увлечение Натальи Николаевны – цветы, комнатные и садовые. Она разводит их у себя дома и у родителей. Одних роз у нее 30 видов, а еще лилии, клематисы, тюльпаны…
Волонтёрство
– Вообще-то мы с ребятами настоящие тимуровцы и гордимся этим. У нас есть на кого равняться – бабушка Шура Рычкова, которая в годы Великой Отечественной войны организовала в нашем городе тимуровскую команду. Мы ходим к бабушкам, что живут возле школы, помогаем по хозяйству. Нам никаких галочек, никакой славы не надо. Это тимуровская работа, которую начали еще наши наставники, мы ее продолжаем, передаем эстафету из поколения в поколение. Дорастают наши детки до восьмого класса – вместо них начинают ходить младшие. Дети должны понимать, что они никакие не больные, не беспомощные, они могут принести пользу тем, кто в ней нуждается.
Нина МИХАЙЛОВА | корреспондент «ЗО»
Фото из архива Н. Кузнецовой и О. Пастуховой