Наша героиня, Раиса Ивановна Кутепова, недавно переехавшая в село Борисовка, – ветеран Великой Отечественной войны. Она была среди тех, кто пережил блокаду Ленинграда – одно из самых страшных и в то же время героических событий. Для нее это 900 дней из четырех лет детства, отнятого войной.
Дитя блокады
19 марта Р.И. Кутеповой исполнилось 94 года. Мы не стали тревожить Раису Ивановну лично: в столь почтенном возрасте бередить душу тяжелыми воспоминаниями, переживать все события заново – слишком волнительно. В ее долгой жизни было достаточно и интервью, и встреч с молодежью, детьми в школах, где она вспоминала блокаду. Раиса Ивановна любезно предоставила вырезки из газет с материалами о ней, за что ей огромная благодарность.
Благодарим также односельчанку Р.И. Кутеповой Иру Петровну Стихнину, которая не прошла мимо такого интересного человека и познакомила с ней редакцию. Невозможно оставить без внимания факт их знакомства в сельском ФАПе: 94-летняя женщина терпеливо дожидалась своей очереди на прием, невзирая на свой статус ветерана Великой Отечественной войны. Такой вот скромный, сдержанный, совершенно не кичащийся своими заслугами и званиями человек живет среди нас!
Когда началась война, Раисе было десять лет, росла в многодетной семье. У родителей было два сына и четыре дочки, младшая родилась в мае 41-го. Отец Иван Петрович Самоделов до войны работал в рыболовецкой артели, мать Мария Ивановна занималась детьми и хозяйством. Жила семья в Кронштадте.
Кронштадт – мощный узел сопротивления, который был заложен Петром Первым, свою роль – не допустить врага в Петербург, Петроград, Ленинград, Россию – выполнил за всё время своего существования во всех войнах всех трёх столетий. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда.
Когда началась эвакуация, Самоделовы решили не рисковать, остались на острове Котлин: баржи с эвакуированными то и дело погибали под немецкими бомбами.
Мама всех детей сберегла
Раиса Ивановна рассказывает, как выживала семья Самоделовых:
– Мама всех детей сберегла и неустанно благодарила за это Господа Бога. Молитва была её верным спутником в любом деле. Возможно, вовремя сделанные запасы помогли, – рассуждает Раиса Ивановна. – А, может, ещё то, что папина карточка оставалась в семье, а сам он круглосуточно находился на патрулировании зон ПВО. Старшая из детей Анна (ей было 14 лет) работала в эвакогоспитале, а мы её там иногда навещали, так от раненых нет-нет, да и перепадёт гостинец. И, конечно, спасибо рыбке-малявке – колюшке, что водилась в Финском заливе. Мы её ловили на мелководье сачками. А чем ещё? Она крохотная, не больше 4 см в длину. Сетью такую не выловишь, выскользнет. Вот она и выручала: мама перекручивала колюшку на мясорубке, добавляла какой-то травы и из этого фарша что-то готовила на рыбьем жире ярко-оранжевого цвета.
В Кронштадте даже установили небольшую композицию, посвящённую колюшке, и ещё памятный знак со стихами в честь рыбки-спасательницы.
И еще один отрывок из ее рассказа о блокадной жизни:
– Мама нас не выпускала из дома без своего сопровождения. Очень боялась, что нас отловят и съедят. Таких случаев было немало. Животных в моём поле зрения не было ни единого, даже крысы исчезли. Куда-то исчез и наш котик…
Источник: Новостной портал Трехгорного / Раиса Кутепова: «Избегаю воспоминаний о годах блокады, слишком это волнительно».
Кронштадт фашисты бомбили нещадно – в городе располагался судоремонтный завод.
«Раиса Ивановна рассказала, что пронзительный вой сирены, оповещающей о начале и конце бомбёжки, врезался в память навсегда. Как только объявлялась воздушная тревога, она с братьями и сестрами бежала в траншеи, вырытые неподалёку от дома. В них на грубо сколоченных скамьях они и переживали жуткие налёты вражеской авиации. Дети есть дети… Порой засыпали там, в спасательном укрытии. А мать оставалась дома. Она замирала в дверном проёме с грудным младенцем на руках и истово молилась за своих домашних.
Источник: Газета «Приборостроитель» № 34 (234) май 2017 г., автор Татьяна Ларина
После прорыва блокады семью Самоделовых всё же эвакуировали в Ярославскую область.
17 дней пути в битком набитом людьми товарном вагоне – ещё одна страница жутких воспоминаний: вагон был и спальней, и столовой (пшённый суп с американской тушёнкой выдавали один раз в день), и туалетной комнатой. По прибытию пришлось обустраиваться в полуразвалившемся домике без окон, благо, что русская печь оказалась в порядке. Вновь прибывшие общими усилиями постепенно наладили свой быт и даже козой со временем обзавелись. Детворе пришлось всему учиться: и козу доить, и дрова в лесу заготавливать, и печь растапливать, и еду готовить из «подручного материала» и вообще всё хозяйство вести – мать в поисках заработка и пропитания для детей могла отсутствовать сутками.
…27 января 1944 года небо Ленинграда озарили огни салюта. Так было отмечено снятие блокады города. После годовалой разлуки с родным домом семья Самоделовых вновь вернулась в его стены. Невероятное везение: здание уцелело под бомбёжками.
Источник: Новостной портал Трехгорного / Раиса Кутепова: «Избегаю воспоминаний о годах блокады, слишком это волнительно».
Урал – вторая родина
После войны Раиса Самоделова окончила школу, получила высшее образование в Ленинградском институте авиационного приборостроения. В 1956 году они вместе с супругом, инженером — строителем Леонидом Кутеповым приехали в Златоуст-20, будущий Трёхгорный. Здесь родились и выросли их дочь Маргарита и сын Александр. Раиса Ивановна 26 лет отработала на приборостроительном заводе. В 1982 году Леониду Михайловичу предложили поучаствовать в строительстве объекта в посёлке Кабардинка Краснодарского края, они согласились. В 2014 году Раиса Ивановна вернулась в Трёхгорный, к дочери, только уже одна: супруг ушёл из жизни после тяжёлой болезни в 2009 году.
Перезагрузка
В июне прошлого года Р.И. Кутепова вместе с семьёй переехала в нашу Борисовку. Об этом рассказала по телефону Маргарита Харлова, дочь Раисы Ивановны:
– Мы своим переездом сразу три проблемы решили! Во-первых, объединились с мамой – лет ей все же немало! Во-вторых, жизнь в закрытом городе доставляет свои проблемы – дети, внуки, друзья не могут приехать к вам просто так, нужно обязательно получить разрешение на их визиты. А мы люди общительные, гостеприимные. В-третьих, мы, наконец, решились выйти на пенсию и поселиться в своем доме, на земле. Муж два года искал подходящий вариант и нашел! Нам здесь все нравится: и деревня, и люди, и климат! Мы много лет жили своей работой, теперь у нас новый этап! Ведем здоровый образ жизни: ложимся спать в девять вечера, встаем в пять утра, много гуляем, бываем на свежем воздухе. Принимаем гостей: у нас уже побывали брат с супругой из Сочи, дети, внуки, друзья… Но поскольку по натуре мы люди деятельные, без работы сидеть не можем, уже закупили две теплицы, обустроили 13 грядок – ждем лета! Новая жизнь в Борисовке всем нам очень нравится, и маме тоже. Она у нас уникальный человек! Очень активная: и посуду помоет, и пол подотрет, и в магазин за хлебом сходит… Говорит: двигаться – это моя обязанность!
Нина Михайлова, корреспондент ЗО, фото Студия журналистики «109-й километр» , Новостной портал Трехгорного