Белый аист летит над полесьем,  над тихим жнивьём…

Беларусь – это маленький Советский Союз, только лучше!

Побывать в Беларуси мечтала давно. Увидеть, как живется в стране, которая наиболее близка нам, русским, по духу, которая осталась единственным надежным другом и верным союзником после распада общего государства. Страна, которая, по рассказам побывавших в ней, сохранила то, что было дорого нам в общем советском детстве, и не только сохранила – преумножила! Могу сказать: Беларусь – это Советский Союз, только лучше!

И вот после двух суток в поезде (с пересадкой в Москве), мы в Бресте – на границе Беларуси и Польши. Едем автобусом дальше – до города Кобрина, который находится от областного центра в 45 км. Маршрутки из Бреста в Кобрин ходят каждые 20 минут.

Аист, зубр, василёк…

Что бросается в глаза по дороге? Гнезда белых аистов на столбах, живые аисты, важно вышагивающие по полям, и скульптурные композиции с исполинскими зубрами. Аист (бусел), зубр, а также скромный синий василёк (валошик) – символы Беларуси.

Аист – птица-покровитель народа, чистого душой, искреннего верой и добром. В белорусском фольклоре белые крылья аистов защищают землю от злых сил. Раньше птицы селились на крышах домов, а сейчас чаще вьют гнезда на столбах линии электропередачи, обычно на тихих улочках городов и сел (сразу вспоминается кинофильм «Белые росы» и Караченцов с гармошкой в гнезде аиста). Это, пожалуй, самый красивый, самый романтичный символ. Но аисты-родители нередко выбрасывают из гнезда (а иногда даже поедают) яйца или уже вылупившихся слабых птенцов, чтобы выжили остальные. Даже если вернуть птенца в гнездо, мать снова его выбросит.

Зубр – красивое могучее животное, совершенно невраждебное, однако, если его стаду будет угрожать опасность, оно вступит на его защиту. Это в полной мере соответствует национальному характеру: белорусы – не агрессивный народ, но способны постоять за себя и свою независимость. Беларусь занимает первое место в мире по количеству вольно живущих зубров. Больше всего их обитает в Беловежской пуще.

Василёк (валошка, валошик) не претендует на то, чтобы быть королем среди цветов: так и белорусы – трудолюбивые, дружелюбные и гостеприимные люди, которые не привыкли выпячивать себя.
Эти три символа особенно популярны среди сувенирной продукции. Кстати, в любом магазине, в газетном киоске, почтовом отделении обязательно найдете прилавок или уголок, где можно приобрести национальные сувениры.
Беларусь славится также своим картофелем, который во времена войн и голода спасал людей. Сегодня страна лидирует в СНГ по производству и потреблению картофеля на душу населения, будучи крупным экспортером. Среднестатистический белорус съедает около 183 кг картофеля в год! Национальная кухня разнообразна блюдами из картофеля: драниками, клецками, колдунами… Селекционеры вывели новые сорта: фиолетовые, синие и красные, которые популярны как сувениры. Драниками нас встречали и родственники, у которых мы остановились.
Еще рушник из домотканого полотна – символ пути, дороги, соединения. В белорусском языке есть несколько слов для обозначения рушника: самый простой для бытовых целей со скромной вышивкой по краям – «уціральнік» (утиральник), а самый красивый для украшения иконы – «набожнiк».
Ну и, конечно, знаменитые белорусские болота и озера. Их часто называют легкими Европы. Болота охватывают 14 процентов территории Беларуси и вырабатывают больше кислорода, чем леса. Болота тянутся и вдоль дорог, и в Беловежской пуще. В Кобринском районе даже проводят соревнования – футбол на болотах!

Кобрин – маленький Париж

Кобрин – город в Брестской области, административный центр Кобринского района. Четвёртый по количеству населения город в области (52 432 человека). Город древний – основан в 1287 году. Этимология названия точно не известна, существует много версий.
Чистота, аккуратность, порядок – первое, что бросается в глаза. Белорусы с гордостью называют свою страну самым чистым в Европе государством. И не потому, что часто и чисто убирают, а потому, что не сорят! Всё: дома, придомовые участки, улицы, площади, скверы – ухожено, помыто, почищено! Деревья подстрижены, трава вдоль трассы скошена до самой кромки леса, даже вдоль проселочных дорог.
Есть в Кобрине старинная улочка (имени Суворова – но об этом ниже), вся в цветах, с ресторанчиками, пиццерией, где столики прямо на улице, прогуляешься по ней, полюбуешься красотами и поймешь, почему кобринчане и гости называют город маленьким Парижем!

«Дажынкi – 2009»

Существует в Беларуси традиция – ежегодный республиканский фестиваль-праздник тружеников села «Дажынкi» проводить ранней осенью в одном из городков. «Дожинки, дожинок» – последний день жатвы. Разумеется, районные и областные «Дожинки» проводятся на своей территории каждый год.
Так вот, в сентябре 2009 года республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дожинки» состоялся как раз в Кобрине. Праздник по сей день вспоминают добрым словом, в парке даже памятный камень с благодарностью А.Г. Лукашенко установили. Для подготовки к столь масштабному мероприятию на реконструкцию городской инфраструктуры и строительство новых «дожиночных» объектов было выделено порядка 144 млн. долларов. Отремонтировано 190 жилых домов, 7 школ (практически все), 126 км улиц, построена километровая набережная вдоль реки Мухавец, Дворец культуры, гребной канал, амфитеатр в парке Суворова… Наиболее «экзотическими» дарами «Дожинок» Кобрину стали аквапарк и ледовая арена (таковых нет пока даже в областном Бресте!). Хорошая традиция!

Противоречивый Кобрин

Первое письменное упоминание Кобрина относится к 1287 году, когда волынский князь Владимир Василькович завещал его своей жене Ольге. На главной площади несколько лет назад установили две бронзовые скульптуры в человеческий рост: князь Владимир Василькович широким жестом руки указывает вперед, видимо, предлагая супруге своей Ольге Романовне владения от чистого сердца и с любовью.
Не буду пересказывать всю противоречивую историю городка, который побывал в составе и Литвы, и Польши, и лишь победа войск Александра Суворова над повстанцами Тадеуша Костюшко окончательно закрепила вхождение Кобрина в состав Российской империи, где он стал уездным городом Слонимской губернии. Современные историки рассматривают это событие не так однозначно. Именем Костюшко названы в Беларуси улицы и площади, открыт его музей-усадьба. А именитый полководец кое у кого стал «колонизатором», что, в общем-то, не удивляет на фоне всеобщей русофобии в Европе и в некоторых бывших союзных государствах.

Суворовград

Белый аист летит над полесьем,  над тихим жнивьём…
Ростовой памятник А. В. Суворову

Еще одно народное название Кобрина – Суворовград. Русского полколодца здесь чтут и гордятся. В 1795 году императрица Екатерина подарила знаменитому полководцу этот город (который в то время был скорее селом) вместе с усадьбой «Кобринский ключ». Подарок был действительно царский! Родовые владения А. Суворова в России были в три раза меньше. Суворов прожил здесь три года (с 1797 по 1800), купался в озере, отдыхал под вековым дубом. Мы так и не смогли найти тот самый суворовский дуб (говорят, рухнул от старости), нашли другой, не менее знаменитый, растущий прямо посреди тротуара, ствол его в диаметре метра полтора-два.
В городе несколько памятников знаменитому полководцу, в том числе единственный на территории союзного государства – в полный рост. В усадьбе открыт музей А.В. Суворова. «Имя полководца было тем золотым ключиком, который открывал любые двери», – говорил первый директор музея А.М. Мартынов. Если бы не имя Суворова, многих экспонатов в музее могло и не быть. Ценное оружие разных времен, нумизматические редкости и образцы обмундирования – поистине эксклюзивные вещи. В экспозиции музея есть три предмета, которые в свое время принадлежали российским императорам: шляпа Петра III, шляпа Александра I и ботфорты Павла I (нога у царя была, кстати, маловата по нашим меркам). Все – из царских гардеробов. Есть три письма самого Александра Васильевича (два написаны рукой полководца). Но самый ценный экспонат, по мнению экскурсовода, – оригинальные немецкие рыцарские доспехи шестнадцатого столетия. Полный комплект. Ничего подобного в других белорусских музеях нет. Сотрудники музея гордятся: «У нас 95 процентов экспонатов – подлинники!». Кстати, эти самые экспонаты первый директор музея привозил в Кобрин сам, обычным поездом.
На задах домика Суворова «пристройка» в два этажа – новый Военно-исторический музей. Местные жители вспоминают, что средства на его постройку выделили в 90-е годы прошлого столетия (еще до Лукашенко) с условием, что в этом здании не будет экспозиций, посвященных «колонизатору» Суворову. Их и нет в новом здании. Кроме вывески «Кобринский военно-исторический музей имени Александра Васильевича Суворова»!

Нина Михайлова, корреспондент ЗО, фото автора

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
На похожую тему
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *