Самый знаменитый ответ на самое знаменитое стихотворение Константина Симонова «Жди меня» был написан в Пласте!
Жду тебя, и ты пройдёшь
Сквозь огонь и кровь.
Жду тебя, и ты придёшь
В дом родимый вновь.
Жду, едва забрезжит свет,
Жду в тиши ночей,
Жду, когда полгода нет
От тебя вестей.
Я не знаю тех дорог,
Где тебя найти,
Запад, юг или восток
На твоём пути?
На полях ли снеговых
Ранен ты в бою…
Жду тебя и для других
Рукавицы шью.
Может, терпишь у врагов
Горькую беду…
Жду тебя без слёз и слов,
Просто – очень жду.
И ни боль, ни смерть, ни ложь
Не разлучат нас.
Жду тебя, и ты придёшь
В мой счастливый час!
25.01.1942 г.
Музейная находка
Сотрудник районного музея, наш известный краевед Р.К. Хайрятдинов работает над книгой, посвященной нацменам – национальным меньшинствам Пласта. В главе об евреях в годы Великой Отечественной войны всплыли две фамилии: Юдович и Рубштейн. Юдовичи жили в Пласте еще до войны, Исаак Ефимович Юдович работал в организации «Золотопродснаб», его супруга Анна Исааковна Юдович (урожд. Зельманова) была редактором газеты «Кочкарский рабочий», предшественницы «Знамени Октября». Галина Рубштейн – ее родная сестра, работала в Пласте первым секретарем райкома комсомола в годы войны.
Художник-реставратор музея И.Г. Суздальцева, проверяя материалы для книги, вышла на потомков Зельмановых – Катерину Карпелевич, внучку Г.И. Рубштейн. Катерина поделилась историей своей семьи, также тесно связанной с Пластом.
Катерина Карпелевич: занимаюсь восстановлением справедливости
О себе: живу в Москве, занимаюсь семейной историей (исследую прошлое, систематизирую найденные материалы, поддерживаю по мере сил связь с родственниками, в том числе и с дальними). У меня 5 детей, есть внук, я работаю с людьми, в свободное от работы время хожу по театрам и музеям.
Периодически занимаюсь восстановлением справедливости. Это, конечно, звучит несколько высокопарно, но… иногда иначе и не скажешь. Мне хотелось бы рассказать о непростой судьбе стихотворения, которое моя бабушка, Рубштейн Галина Исааковна, написала 25 января 1942 года, а 30 января его опубликовала газета «Кочкарский рабочий».
Стихотворение было написано под впечатлением от известного стихотворения Симонова «Жди меня». Оказалось созвучно мыслям огромного количества людей… И всё бы хорошо, но фамилия автора стихотворения потерялась. Стихотворение «Жду тебя» в разное время приписывали разным людям либо считали стихами неизвестного поэта, что бабушку, конечно, сильно огорчало.
В середине 80-х годов после ряда событий, о которых бабушка пишет в своих воспоминаниях, стихотворение «Жду тебя» под авторством Галины Рубштейн напечатал журнал «Огонёк» (№ 3 за 1986 год). Там же напечатали письмо бабушки и фотографию деда. С войны мой дедушка, Исаак Ильич Рубштейн (которого все звали Владимиром), не вернулся (пропал без вести), бабушка в течение многих лет безуспешно пыталась найти хоть какую-то информацию о нём. Очень надеялась, что кто-то из тех, кто знал её мужа в годы войны, узнает его по фотографии в журнале «Огонёк» и выйдет на связь. Увы, этого не случилось. Бабушка очень верила, что рано или поздно мы что-то узнаем о судьбе деда, я тоже в это верю, но на данный момент новой информации не найдено.
По поводу дальнейшей судьбы стихотворения… Раньше его переписывали от руки, а теперь оно разошлось по интернету, но с указанием авторства до сих пор всё сложно – где-то автора просто не указывают, где-то продолжают ошибочно приписывать авторство другим людям, где-то фамилию Рубштейн указывают с ошибкой.
Забыть не могу
Из воспоминаний Г.И. Рубштейн
…Стихотворение это я написала в январе 1942 года сразу же, как только прочла в «Правде» «Жди меня». Столько лет прошло с тех пор – больше сорока, а всё не забыть, как обожгли меня тогда стихи Симонова. Как будто прямо ко мне обращены были слова поэта! И так, конечно, чувствовали миллионы мужчин и женщин, разлученных войной.
Тогда, в первые же дни войны, я проводила на фронт мужа и ждала, ждала от него весточки. Так и не дождалась, ничего о нем до сих пор не знаю.
…В городе Пласт я работала сначала техником-строителем, затем секретарем райкома ВЛКСМ. Хотя была далеко от войны, но, как и у всех, мысли были об одном: как бы и чем помочь фронту. В подарки, которые мы готовили фронтовикам, часто вкладывала свои стихи. Они быстро распространялись, переписывались, ходили по рукам как стихи неизвестного поэта, звучали по радио. Вот один из примеров. В г. Пласт приехал из Челябинска композитор Черняк. Услышав, как я читала «Жду тебя», он воскликнул: «Так это ваши стихи! Я их положил на музыку, песню исполняет наш ансамбль». 24 июня 1942 года «Жду тебя» напечатала газета «Боевое знамя» 30-й армии… В этой газете печатали и другие мои стихи.
Но не обо мне речь. Несколько слов о том, кому посвящено было «Жду тебя». Мой муж, комсомолец Исаак Ильич Рубштейн, был одним из передовых водителей троллейбуса Москвы, работал в 3-м парке (теперь Филевский парк) бригадиром одной из лучших комсомольско-молодежных бригад. Когда началась война, он тут же пошел в военкомат, но его сразу не взяли, и он записался в создаваемое Киевским райкомом комсомола Москвы соединение. 30 июня он с другими добровольцами был направлен в часть, которая стояла до 5 июля в артиллерийской школе на Хорошевском шоссе. 5 июля они вышли из Москвы, и с тех пор не было от него никакой вести даже с дороги. Зная его, как человека храброго и глубоко преданного Родине, я не сомневаюсь, что он с честью выполнил свой долг. Но какова же была его судьба? Мысль об этом всю жизнь не дает мне покоя. Дети его, сын и дочь, выросли, стали инженерами, уже имеют своих детей. Как страстно желаем мы знать о его судьбе! Не оставляет меня всю жизнь мысль, что остались в живых люди, которые были рядом с моим мужем.
(По публикации журнала «Огонёк», 1986 г.).
Галина Исааковна Рубштейн прожила долгую жизнь, умерла в 2008 году. И всю жизнь писала стихи.
Нина Михайлова, корреспондент «ЗО», фото из архива К. Карпелевич