Пришла печальная весть из Крыма: на 93-м году ушла из жизни наша любимая учительница и классный руководитель Плахина Лидия Николаевна. Как предчувствие перед вечной разлукой с нами была ее открытка с видом на Севастополь и просьбой помнить о ней.
Разве можно забыть наши диспуты, комсомольские собрания, удивительные праздники и встречи после окончания школы?! А каких замечательных чтецов готовила она к городскому смотру художественной самодеятельности! Ее уроки литературы были не просто предметом в школьном расписании – они стали для нас уроками жизни, нашего гражданского становления. Читая стихи любимого М.Ю. Лермонтова, Лидия Николаевна тихо роняла слезы, а мы, притихшие от неожиданности, волновались, сопереживали, сочувствовали. Такая она была – Учитель с большой буквы! Настоящая москвичка: элегантная, красивая, строгая и требовательная.
2019 год. Едем в Крым, в Балаклаву навестить Лидию Николаевну. Открывает дверь всё такая же обаятельная, приветливая и улыбчивая, как прежде, женщина. Долгие разговоры, добрые воспоминания об Урале, о нашем городе, о школе. Здесь прошли ее молодые годы. Она работала не только учителем русского языка и литературы, но была организатором внеклассной и внешкольной работы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и заведующей методическим кабинетом. С теплотой вспоминала своих коллег: Н.Н. Питиримову, Л.Д. Васильченко, К.П. Богомолову. Благодарила учеников за звонки, поздравления, за добрую память о ней.
Ее любовь к литературе осталась с ней на всю жизнь. Она много читала, а в трудные моменты жизни ее вдохновляли стихи Ларисы Рубальской:
«Дней радостных, горьких и разных Нам строит судьба этажи. Но как бы там ни было, всё это праздник с прекрасным названием – жизнь!»
Светлый образ любимого педагога Лидии Николаевны навсегда останется в наших сердцах. Вечная ей память!
Пластовская москвичка
Из воспоминаний учеников 10-й школы 1960-х годов, позднее ее коллег по 2-й школе.
Лидия Николаевна приехала в Пласт вместе с мужем, точнее, за мужем (Виктор Константинович, горный инженер, был направлен на работу в Пласт). Поначалу работала в 10-й школе. Пришла москвичка: изящная, с тонкой талией, в туфельках, в перчатках! Она нас всех покорила! Каждую субботу у нас был литературно-музыкальный вечер, который Лидия Николаевна организовывала с Михаилом Васильевичем Чановым: то Чехов, то Маяковский… Она вдохнула жизнь в нашу школу! Она влюбила в поэзию и в себя наших даже самых отчаянных мальчишек. Они выходили на сцену в валенках и читали стихи, посвященные Лидии Николаевне, качаясь от нахлынувших чувств. Потом у нее родились один за другим сыновья, позднее оба стали заниматься танцами. И Лидия Николаевна с Галиной Петровной Седенковой, которая была руководителем танцевального кружка в 10-й школе и в Доме пионеров, создали такой тандем! Ставили не просто танцы, а например, танцы половецких девушек из оперы «Аскольдова могила», или танец «Петушок на птицеферме» – ее сын Андрей танцевал там.
После 9 класса у нас все мальчишки, ученики Лидии Николаевны, бросились в искусство: Володя Жуков (он стал заслуженным артистом двух республик – РФ и Литвы), Виктор Екимсеев, Володя Анисимов поехали в оперный театр в Челябинск, который только открылся. Набирали молодых людей в хор, и они прошли конкурсный отбор! Потом все трое окончили консерваторию.
Когда она ушла из нашей школы, мальчишки ей стихи посвящали, а когда сами стали стариками, переписывались с ней. Это был удивительнейший человек!
Лидия Николаевна была москвичкой до мозга костей! И держала эту марку москвички высоко-высоко! Никогда не позволяла себе присесть, отдохнуть, считала, что истинные москвичи должны вести себя так. Каждое лето она возвращалась в свою любимую Москву. Обязательно ходила на ВДНХ в павильон «Образование» и всё передовое, что можно было взять, – несла нам! Тогда она уже работала во 2-й школе. Мы знали всех – и Сухомлинского, и Амонашвили… И жили по тем же меркам, что и москвичи, по самым высшим: педагоги могли обсуждать книги, проводили учительские диспуты. Это был интеллектуальный коллектив профессионалов.
Лидия Николаевна Плахина оставила в душе каждого своего ученика неизгладимый след, сумела пробудить самые высокие чувства.
10 «Б» класс школы №2 выпуск 1966 года