Тяга к камню не знает границ

Имя Сергея Васильевича Колисниченко знакомо ученым-минералогам и просто любителям геологии и минералогии со всего мира

Интервью в «Комсомольской правде», «Московском комсомольце», теле- и киносюжеты на областном, Первом и других каналах… Даже корреспонденты Би-Би-Си бывали в гостях у этого незаурядного человека. С.В. Колисниченко – геолог, минералог, географ, педагог, писатель, автор книг о минералах и поделочных камнях Южного Урала.
Ученым он себя не считает:

– Я пропагандист, популяризатор геологических и минералогических знаний. Мне, как геологу (гео – это же земля), интересно все на земле. Занимаюсь краеведческой геологией.
Родился Сергей Колисниченко в Челябинске, но с 1990 года живет в Верхней Санарке.

В гостях
Вместе с юнкором из творческого объединения «ЮнГа» ЦРТДЮ Егором Федотовым напросились к нему в гости. Адрес спрашивать не стали – дачу Колисниченко, обнесенную уникальным каменным забором, найти несложно. Беседуем в рабочем кабинете у теплой деревенской печки среди множества книг, минералов и в компании двух котов, в коробке еще одна кошка с новорожденными котятами.
– Вот здесь все творится, все последние работы я написал за этим столом. Увидите издательство «Санарка» – это здесь, – рассказывает хозяин. – Сначала жил на даче по выходным, но во время коронавируса получилось наоборот: в городе по выходным, а здесь пять дней в неделю.

Тяга к камню не знает границ
С юнкором Егоркой Сергей Васильевич быстро нашел общий язык

Как стал педагогом
Около 20 лет Сергей Васильевич вел геологический кружок в челябинском Дворце пионеров им. Крупской, где в свое время был юным геологом. У него два высших образования: педагог (учитель географии) и минералог.

– Жизненные пути всегда ведь непредсказуемы: чтобы не уходить далеко от геологии, стал педагогом. Подготовка молодежи к геологии – это важный аспект, потому что откуда берутся специалисты-то? Ну, поступит неподготовленный человек на геолога, погонится за романтикой, а потом поймет, что это не его: разочаруется и в выборе, и в жизни. Мы детям как раз давали подготовительное образование. Наши юные геологи учились потом везде: в Новосибирском университете, Свердловском горном институте (сейчас Екатеринбургская геологическая академия), в Петербурге, Москве… Первые мои выпускники уже на пенсию выходят. В свое время и сыновья, и племянники – родные, двоюродные, внуки от племянников – все ходили ко мне в кружок, все увлекаются камнями. Это очень опасное увлечение, – шутит хозяин.

Пласт в моей жизни
– Интерес к камням воспитал во мне дед, Григорий Николаевич, кстати, он из Демарино, который водил меня на железную дорогу, показывал на отсыпке камни, такие интересные… Бабушка с дедом работали в Пласте на добыче золота – старателями, видимо. Мама и бабушка жили здесь с 1934 по 1945 годы. Они всегда очень много рассказывали о золотодобыче, о минералах, а я мотал на ус. Лет в десять впервые побывал в Пласте. У меня была карта Челябинской области, заранее разузнал расписание автобусов: рейс до Пласта в 10.20 утра, билет стоит 1 рубль 88 копеек. И вот 8 марта, я помню этот день, достал деньги из копилки, пересчитал – хватает туда и обратно! Никому ничего не говоря, уехал в Пласт. Вышел из автобуса – рядом с вокзалом огромный террикон породы, шахта недалеко. День был солнечный, подхожу – всё блестит, всё в золоте! Пириты, они ж поблескивают. Побродил, покопался, набрал камней и в половине десятого вечера был уже дома, в Челябинске. Меня потеряли, конечно, всыпали мне. А пока всыпали, из меня сыпались камни – из варежек, из карманов, отовсюду… Вот такая была моя первая встреча с Пластом, с родиной предков.

Тяга к камню не знает границ
Беседка и башня Паласа
Тяга к камню не знает границ
Минералогический музей во дворе

Верхняя Санарка
– Санарка – это случайность. В 1990-м году, когда в городе жить было совсем уже не за что, отправил маму искать дом в деревне, на земле, чтобы хоть как-то прокормиться. Мама долго ездила по области: Кунашакский, Аргаяшский районы – всё очень дорого или уже продано, тогда многие из города в село переезжали. Говорю ей: есть вот такая Верхняя Санарка, куда я ездил в геологическое путешествие, там камни рядом, вот съезди-ка туда. Мы купили малюсенький домик-развалюшку за три тысячи рублей с поросенком в придачу. Но забор! Мама приезжает и говорит: представляешь, там каменный забор! Настолько я захватил ее моим увлечением.

Каменный забор
– Заборы из камня появились на Южном Урале в 1760-70-х годах – строили их переселенцы из центральной России, из западных областей. Каменные – потому что у них на прежнем месте жительства дерева не было, к тому же каменные заборы – противопожарные, дают солнечную радиацию для посевов и они вечные! И потом – масса же камня вокруг.
Но дом Колисниченко обнесен не обычным камнем, ходят даже легенды, что уральскими самоцветами. Полюбоваться на него, пощупать, погладить приезжают туристы со всего мира.
– Забор строил потихонечку – тяп-ляп, тяп-ляп, и так двадцать лет. Две «Нивы» загубил на этих камнях – в багажнике возил. сейчас езжу на третьей. Думаю, сделаю забор до ворот, потом решил – до столба, потом до поворота. Свозил камни потихонечку отовсюду и строил.
Обо всех камнях в заборе Сергей Васильевич может рассказать. Есть там и цилиндрические керны, и старинные кирпичи из печей, минералы… Сверху стоят кованые металлические фрагменты. Издалека видна настоящая сторожевая башня – хозяин называет ее башней Паласа. Побывать в ней не получилось – на подворье еще сугробы вперемежку с лужами. Но шустрый Егорка сумел пробраться на первый этаж.

Тяга к камню не знает границ

Дендрарий
Это еще одна достопримечательность в усадьбе С.В. Колисниченко. Мы по незнанию спросили у него про сад.
– Это не сад, это парк, точнее даже дендрарий. В саду фрукты растут, а у меня шишки да иголки. Все растения из моих походов с Дальнего Востока, с Кавказа, с Алтая. Кедры, ели, пихты, лиственницы… Хвойники приживаются идеально. Где-то 180 древесных растений – они напоминают мне о походах и радуют глаз.
Растения привлекают птиц. Я наблюдал в усадьбе около 30 разновидностей птиц, налетают такие редкости, о которых мы даже не подозреваем, что они могут быть. Вот удод, например, северная граница распространения которого гораздо южнее Санарки. Однажды утром в мае слышу: уду-ду-уду-ду… Смотрю, сидит у меня на балконе. Почти неделю тут жил.

Как рождаются книги
Поначалу свои походы Сергей фиксировал: двухсотый, семисотый, потом со счету сбился. На книжных полках хранятся его полевые дневники от самых маленьких блокнотов из первых детских походов до настоящих талмудов. Внутри книжек – раритеты тех времен: фантики от конфет, старые фотографии, вырезки из газет и журналов, рисунки, даже авиабилеты.
– В кружке у меня появилась полевая книжка №1 – начата 9 июля 1971 года. С этой полевой книжки началась моя минералогическая история. Вот из этих записей и появились мои книги.
Тяга к книге у меня с детства. Мы жили в Челябинске в бараках, в одном с торца была библиотека. Я прибегал туда часов в шесть вечера и спрашивал: где у вас тут полка с книгами по геологии. И думал тогда: вот бы самому написать книгу! Ну конечно, нужен был какой-то жизненный опыт. И вот в 2000 году сел прямо в новогоднюю ночь и начал писать свои первые рассказы, которые составили книгу «Удивительные минералы Южного Урала». Она вышла в 2004 году и до сих пор не потеряла своей злободневности. Сейчас (похвастаюсь!) готовлю переиздание этой книги.

Туристы
– Сейчас набирает обороты минералогический туризм. Я давно этим занимаюсь. Первая группа у меня была в 2006 году, поначалу в основном иностранцы – про Русскую Бразилию, про Санарку знает весь мир. Поскольку человек я занятой, экскурсии для меня – нагрузка. Составляю план, по которому могу принимать туристов. График на лето у меня уже весь красный: в июле я ни дня себе не принадлежу, в июне есть еще просветы. Туристы живут у меня, а ездим мы далеко – в Ильменские горы, в Златоуст, в Уфалей, в окрестности Магнитогорска… Народ увлеченный и совершенно разношёрстный – от школьников до пенсионеров. Тяга к камню не знает возрастных границ.
Мы побывали в гостевом домике, где живут наезжающие туристы, Егорка все обследовал, даже полежал на двухъярусной кровати, остался доволен. На обратном пути без умолку делился впечатлениями, пересматривал и пересчитывал видео и фото, снятые в Санарке, делился ими с мамой и друзьями.

Книги С.В. Колисниченко
Издано более десятка книг. Вот лишь некоторые:
«Пиритовый человек» – первая небольшая книжка, сборник
рассказов, которые С. Колисниченко написал в возрасте 14 лет
на «Турнир туристов» в 1972 году.
«Удивительные минералы Южного Урала» (2004)
«Яшмовый пояс Южного Урала» (2007)
«Русская Бразилия на Южном Урале» (2008)

Нина МИХАЙЛОВА
корреспондент «ЗО»
Фото автора

Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *