Геннадия Александровича Пасечника представлять не надо – в Пласте он живет почти полвека и неразрывно связан с самодеятельным театром в нашем городе
Украинец из Казахстана
Родился Геннадий Александрович в Казахстане, после семилетки в сельской школе поступил в Челябинский техникум металлургии черных металлов, до армии работал подручным сталевара на ЧМЗ. Служил в 44-й учебной танковой Лисичанской дивизии – сейчас знаменитая Елань. Второе образование – педагогическое.
Опера и драма
– Когда я учился в Челябинске, – рассказывает Геннадий Александрович, – куратор таскала нас по театрам, да и сами мы любили ездить. Ездили в основном в оперный. Первая опера, которую я послушал, была «Кармен». В то время Челябинский оперный театр был маститым, главный дирижер – лауреат Государственной премии Исидор Аркадьевич Зак, значимая величина в музыкальном мире. Пели звезды высокой вокальной культуры. Сольную партию пел на чешском языке солист Пражской оперы Кухарский.
Последний раз оперу слушал в прошлом году – приезжал Большой театр с очень красивой оперой «Искатели жемчуга». Раньше ее у нас никогда не ставили. Но это уже было близко к «Геликон-опере» (то есть происходящее на сцене призвано не только воодушевлять, удивлять, но иной раз и шокировать). Костюмы – просто белые одежды, на сцене – белая драпировка и всё, хотя «Искатели жемчуга» – это сказка. Опера чем отличается от обычного театра? Опера – это искусство высшего света. Если театр Островского играл для челяди (есть даже фотографии, где сам Островский на сцене в своем спектакле – в огромных мужицких сапожищах, никаких декораций), то опера всегда предполагала богатейшие декорации. Но пели хорошо, мне понравилось.
Театральный кружок при горисполкоме
– В Пласт я приехал в 1974 году. Заведующая отделом культуры горисполкома Алла Григорьевна Домород пригласила в театральный кружок. Думаю, пойду: надо же какой-то контакт с людьми налаживать. А Дворец культуры тогда принадлежал «Южуралзолоту», и между этими структурами понимания не было. Мы были кружком при горисполкоме, занимались в нынешнем здании редакции, в милиции, где сейчас музей. Спектакли, конечно, ставили во Дворце. Отказа не было, потому что Дворец не был так загружен, как сейчас. Декорации в мастерской «Южуралзолота» на Новотроицке рисовали Люда Гранишевская, Сергей Елисеев (он у нас занимался и сам же рисовал). Костюмы шили в КБО за свои деньги.
Потом я бросал театр, снова возвращался, сам от нечего делать что-то ставил…

Как родилась «Вечерняя школа»
– Официально в ДК «Октябрь» я работаю с 2008 года – в этом году юбилей. По сути, первый раз мы собрались по инициативе Александра Васильевича Шатунова. Сделали с ним вдвоем спектакль. Потом приехала ко мне на работу начальник управления культуры Ольга Николаевна Милютина и говорит прямо при моем начальстве: переходи к нам. Поработал по совместительству, потом перешел во Дворец …плотником. Днем плотничал, вечером – спектакли ставил.
Профессионализм на любительской сцене
– Театр создает иллюзию легкой доступности: хотите сыграть – берите текст, выучите, перескажите. Человеку бывает невдомек, что это еще не всё. Развернуть актера в сторону именно игры, исполнения, сценического действа, а не произношения иной раз очень тяжело. Но считаю, самодеятельный актер может доходить до очень большой профессиональной глубины.
Вот у нас в прошлом году Саша Горбенко поступил на аэрокосмический факультет и тут же его взяли играть в театр «Манекен». Из взрослых Александр Васильевич Шатунов, конечно, любую роль сыграет, понимает, у него нет механического изображения. Коля Долгов, сейчас он ушел от нас, тот чутьем всё понимает,тоже с очень богатой палитрой, творческий человек. О многих можно говорить. Марина Пономарева – у нее внутренний багаж очень большой. Я думаю, таких приводи в профессиональный коллектив – они и будут играть. Внутренний темперамент хороший, интеллект – на сцене очень хорошо виден интеллект человека. Помню, Саша Яшина с Шатуновым играли вместе в спектакле «АVE» Аверченко. Саша играла молодую женщину, которая просто боготворит своего мужа, вся переполнена этим счастьем. Редкая женщина смогла бы так играть, а она – десятиклассница еще, простите, даже, наверное, не целовалась в то время. И так сыграть! Открываю фотографии: как она его там обнимает, это же видеть надо! Конечно, с человеком, имеющим театральное образование, намного легче. Вот Вера Сорочан, Анжела Петрова – технологию актерской игры на сцене они знают, понимают, что делают. Я о каждом могу многое сказать. Ирина Викторовна Потемкина – есть у нее хорошее чувство сцены, Маргарита Горбанева… Мы делали спектакль «Беда от нежного сердца», по сути, маленькая оперетка – они пели все! Вживую! Мы поехали на конкурс, говорю членам жюри: вы давно слышали, чтобы актеры на сцене пели, без записи? Они действительно поражены были, ничего мне сказали. А через полгода начальник управления культуры Марина Владимировна Токарева вручает мне на сцене пачку дипломов за этот спектакль: за лучшую мужскую, за лучшую женскую роль, лауреатские и прочие…

Премьера
– Сейчас ставим спектакль по пьесе Нины Садур «Ехай». Философская притча, думаю, зритель наш посмотрит ее без большого удовольствия. Почему взяли эту пьесу? А почему есть фильмы Тарковского? Помню, первый фильм в кинотеатре Пушкина смотрел «Романс о влюбленных» Кончаловского, раза два ходили… Великолепный фильм, а залы пустые. Следом пошла «Есения» – чуть кинотеатр не разнесли…
И это всё о нём
Александра Москвичева (Яшина):
– Даже после окончания школы и уже университета вспоминаю наши занятия с Геннадием Александровичем. Его работа для Пласта и местных подростков очень важна: когда в городе есть народный театр, он становится местом притяжения. Меня всегда восхищали его бесконечная доброта и чувство юмора. Есть тип наставников, которые что-то умеют, знают, но делятся этим свысока. В «Вечерней школе» никогда так не было, мы бежали на репетиции как на праздник. Даже если они были после семи уроков в школе, музыкалки, тренировок и заканчивались поздно вечером. Еще я навсегда запомнила фразу: зрителю не важно, сколько мы репетировали – отыграть нужно! Однажды после спектакля по пьесам Аверченко мы застали Геннадия Александровича за кулисами с глазами на мокром месте. Он тогда сказал: «Ну, я же должен испытать счастье от того, как вы играете».

Галина Ткаченко, ученица Г.А. Пасечника в школе №3:
– Молодой, красивый, харизматичный! На уроки истории всегда шли с большим интересом и удовольствием. Это впечатление первых лет знакомства. По мере взросления поняла больше: умный, тактичный, ненавязчиво подскажет, поддержит. По прошествии десятилетий рада, что удалось сохранить теплые дружеские отношения, что всегда обоюдно рады встрече, есть о чем поговорить, что вспомнить в компании одноклассников во главе с мудрым, добрым учителем, наставником и по-прежнему обаятельным и интересным мужчиной.
Анна Краснобоярова:
– Всегда с большим удовольствием бежала в «Вечернюю школу» к Геннадию Александровичу! Он стал для меня ключом к большому миру, полному творческих открытий, знакомств с невероятными людьми и самой собой. Геннадий Александрович свободно, как бы между делом, цитировал строки из мировой литературы, философских трактатов, известных и не очень фильмов.
Нина МИХАЙЛОВА
корреспондент «ЗО»
Фото автора