Душу вложишь – всё сможешь

Место для творчества есть в любой жизни – уверена героиня сегодняшней зарисовки

Наша газета уже писала о мастерице Лидии Лысенко. Но о людях творческих только успевай рассказывать – каждый день у них новые идеи, новые шедевры. Вот и Лидия не перестает удивлять! Вяжет, шьет, плетет из бумажных трубочек, клеит, валяет из шерсти, мастерит из пробок, монет, бумаги, перьев, конфет…

Список можно продолжать.

Королевские стулья

По национальности Лидия Биктимировна – чистокровная марийка. В детстве жила в Казахстане, родители работали на железной дороге, потом обустроились в Троицке. Семья многодетная, работать руками сестры Урманчины (их три) приучены с малых лет.
– Я с детства всё порчу! – смеется Лида. – Помню, было у мамы платье из панбархата. Она его редко надевала, по особым случаям. Обидно мне стало – такая красота пропадает! И я сшила из платья чехлы на стулья. Мама, конечно, была в шоке, но я осталась довольна: стулья – загляденье!

Панбархат – ткань, пришедшая к нам из древнего Китая, одна из разновидностей бархата, а именно шифон-бархата. Богатая, торжественная ткань, второе название – «ткань королей». Вся красота ткани раскрывается в динамике: полотно мягко переливается, мерцает и меняет оттенки во время движения.

Так же и вязать училась: стоит матери оставить вязку на минутку – Лида уже тут как тут, напутает, навертит пряжи на спицы. Но вязать научилась быстро. Мама была умелицей на все руки – сама пряла шерсть. Овечек держали в хозяйстве, и собачий пух, и кроличий – любой могла спрясть.
– У меня дома до сих пор хранятся мамины спицы, а ей их подарили в восемнадцать лет! – говорит Лида. – Она всё на них вязала. Помню, бабушка присылала нам из Башкирии пряжу – белую-пребелую! Сама пряла, отбеливала. Помню еще, выслала нам вязаные варежки с орнаментом. Вот диковинка была – все деревня приходила любоваться.
В школьные годы Лида сама себя обшивала-обвязывала. Пряжи в магазинах не было. Распускала всё, что распускалось, соединяла узелками и вязала шапки, шарфы, свитеры, кофты.
– Помню, связала себе шапку – все одноклассницы просили сфотографироваться! – смеется она.

Душу вложишь – всё сможешь Душу вложишь – всё сможешь

На все руки мастер

После школы Лидия Урманчина поступила в Троицкий техникум – по технической специальности. Специальность по жизни не пригодилась, но зато там Лида встретила свою судьбу – супруга Анатолия Лысенко. Разглядели друг друга не сразу. По окончании учебы разъехались и встретились случайно в Челябинске. Оказалось, живут в одном строительном общежитии. Родились у них двое сыновей – Александр и Сергей.старший сейчас – многодетный отец, живет с семьей напротив родительского дома.
Поскольку в Пласте, куда перебрались молодые, работы по специальности Лиде не нашлось, пошла воспитателем в детские ясли-сад № 2, тогда они располагались по улице Ленина. Вместе с другими педагогами шила детям игрушки, костюмы к праздникам — кто что придумает. Домашним шила-вязала. Связала маме безрукавку из ангорки – та ее носила много лет: теплая, уютная.
Журналы мод были в то время на вес золота.
– У меня сестра в «Союзпечати» работала, – вспоминает Лида, – доставала мне журналы по вязанию, шитью. А раньше, когда в Челябинске жили, у нас девчонки-электромонтажницы за границу в командировки ездили, привозили журналы. Как я им завидовала! Схемы срисовывала, модели, выкройки…
После детского сада работала швеей в мастерской по улице Вагина.
– Там было два цеха – белошвейки и шубники. В шубники никто не хотел идти: грязно, тяжело. Я пошла. Всех своих обшила. Муж куртку до сих пор снимать не хочет, – смеется Лидия.
Устройство швейной машины Лида знает от и до, сама ремонтирует – недаром все же на технаря училась.

Душу вложишь – всё сможешь

Душу вложишь – всё сможешь

Душу вложишь – всё сможешь

Хобби с пользой

На пенсию вышла со швейной фабрики «Дуэт». Но без работы не сидит, некогда. Да еще такой помощник появился – интернет. У людей творческих глаза завидущие, руки загребущие – хочется сделать всё самой и сразу! Работает дома, два-три раза в неделю ходит во Дворец культуры «Октябрь», где такие же мастерицы под руководством Юлии Сергеевны Кадомцевой творят чудеса. Объединение называется «Моё хобби». Начинали с вязания, потом шили, сейчас увлеклись валянием из шерсти. Участвует во всех творческих выставках-продажах, праздничных ярмарках.
– Я предпочитаю делать полезные вещи для дома, для людей, – рассказывает Лида. – Но и игрушки делать люблю – потом раздариваю. Помню, как-то по телевизору бабушку показали, она прямо на улице делала из шерсти валенки-шептуны – обереги такие, раздавала прохожим. Я их тоже больше сотни наваляла. Раздавала всем – знакомым, незнакомым. Бывало, едешь в автобусе в Троицк к сестрам, ребенок на весь салон плачет, дашь ему игрушку – сразу тишина.

Душу вложишь – всё сможешь

Душу вложишь – всё сможешь

Когда-то в народе было поверье, что нужно рано утром, до восхода солнца, повесить валеночки-шептуны над дверью в квартиру или дом. В один валенок положить монетку, а в другой зёрнышко. После этого каждый из домочадцев может нашептывать им свои самые сокровенные желания, и они обязательно сбудутся. Это самый надёжный оберег от нужды!

Начинала валять из синтепона, потом из шерсти.
– Мне понравилось, – вспоминает она. – Валяние – это как лепка из пластилина. Увлекательно. Учу девочку соседскую – ей тоже нравится.
Лидия рассказала о разных способах валяния – сухом и мокром, продемонстрировала, как это делается. Их можно сочетать в одном изделии. Показала брошки, игрушки, варежки, тапочки. Валяние – старинное ремесло. Валяная обувь полезна для ног, особенно для больных, можно и уличную обувь таким способом делать. Занятие увлекательное, не требует много места, каких-то суперсложных приспособлений. Творит свои шедевры на журнальном столике (который сама же отреставрировала!), вместо колодок для тапочек приспособила старые калоши. Зачем покупать дорогие колодки, если завтра ты забросишь тапки и увлечешься чем-то другим?! Творческие люди, они такие — всё по настроению. Каждое утро просыпаются с мыслью, чем бы еще заняться.

Душу вложишь – всё сможешь  Душу вложишь – всё сможешь

Лидия Биктимировна уверена, что место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.

Нина МИХАЙЛОВА | корреспондент «ЗО»
Фото автора и из архива Л. ЛЫСЕНКО

Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *