НА ДОЛЮ ДЕВОЧКИ ТАМАРЫ ИЗ СЕЛА КУКУШКА ВЫПАЛО ПЕРЕЖИТЬ ВСЁ ГОРЕ ВОЙНЫ.
Ей было одиннадцать лет, когда отец ушел на фронт. В победный майский день 1945 она плакала по отцу. Нелегок был жизненный путь этой девочки. Сегодня Тамаре Владимировне Забродиной 89 лет. Самое главное для героини этого рассказа, чтобы не было войны, чтоб не пришлось познать того горя еще одному поколению.
Родители Тамары Владимировны родом из демаринских краев. Мать Елизавета Никитична Чигина из казачьей семьи, отец Владимир Иванович Малышев – из рабочей. Познакомились, когда отец трудился у Чигиных рабочим. Полюбили друг друга, поженились. На свет появились старшие братья Саша и Миша. Вскоре Владимира Ивановича пригласили работать в Копейск на шахту. Здесь родились три дочки: Тамара, Валя и Зина. На родную землю отца убедила вернуться его мать. Приехали, обосновались в Кукушке. Трудились, растили и воспитывали детей, вместе с супругой строили дом. Только вот крышу не успели покрыть – объявили о начале войны.
23 июня 1941 года пришла повестка. Воевать ушел отец, а следом и старшего брата Сашу забрали. На руках у матери остались четверо: брат Миша, Тамара и две сестренки Валя и Зина. Все, что за годы супружеской жизни было нажито, в первый же год мать выменяла на продукты, чтобы накормить своих детей.
– Тяжело было жить нашему поколению. Это мягко сказано. Мы без крова остались. Мама работала на ферме. Кушать нечего было. Случалось такое, что скот падал, а на утро всю тушу разбирали по частям. Однажды бригадир маму спросил: «Лиза, ты почему ничего не берешь, все ведь берут?» А мама ответила: «Так боюсь я, за это и посадить могут». Бригадир, недолго подумав, сказал: «Будешь бояться, похоронишь детей». Приходилось падалью питаться, варили ее и ели, – вспоминает Тамара Владимировна.
Зимой девчушка вместе с женщинами ходила в поле за колосками. Маленькая, чего найдет, то сразу в рот. Устала, намаялась, обратно сил идти не оставалось. Женщины ее чуть ли не на руках домой несли. Часто видела она слезы матери. Придет мать с работы домой, сядет за стол у окна и песню затянет. Частенько другие солдатки заходили, поддерживали друг друга всячески и песни пели. Елизавета Никитична была запевалой. В праздники собирались, вскладчину пили чай.
***
Осенью 1944 года в ремесленное училище Пласта набирали учеников. Мать Тамары Владимировны не хотела отпускать старших детей, но жизнь заставила. «Ступайте дети, – говорила мама. – Там вы выживете, там вас кормить будут». А слезы катились из глаз матери и детей.
– Долго мы тогда шли из Кукушки до Пласта. Как раз первый снег выпал, холодно было и мы слабые от голода. Наконец, пришли в училище, нас отправили мыться, дали чистые рубахи, накормили. От усталости села я, а в это время в коридоре играл баянист, и так его песня мне в душу запала, что я ее всегда напевала. Заметила меня руководитель художественной самодеятельности Анна Карпова и в хор отвела. Там я часто выступала, – возвращается в прошлое Тамара Владимировна.
Петь Тамара Владимировна не перестала до сих пор. Репертуар богатый. Но совсем не праздными были ремесленные будни Тамары Владимировны.
– Работали на токарных станках. Ростом я была маловата, наш мастер немного удивился, как меня такую маленькую мама отправила. Ничего не оставалось, как принести ящик, чтобы я до станка доставала. Изготавливали для фронта много чего: от ложек до кувалд. Ни одного изделия на переделку не возвращали, мама всегда учила нас делать все качественно. Металл нужен был, а на территории бывшего ЦРГО стояли списанные вагонетки. Мы с напарницей ходили туда железо рубить на заготовки. И до того мы сообща научились работать, что ни разу по рукам друг другу не ударили.
К любой работе Тамара Владимировна подходила ответственно. За всю свою трудовую жизнь ни одного прогула и выговора. Заслужила почетные звания: труженица тыла, «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР», «Ударник девятой пятилетки», «Победитель социалистического соревнования 1973 года», ветеран труда.
– Как- то пришлось мне заменить сотрудницу насосной станции на шахте. Нас часто туда водили на экскурсии, и я знала, как там все работает. Со мной девушка работала. Однажды она меня пригласила в гости. Идем, идем, каркасик стоит, весь снегом задутый. Зашли внутрь, а там два мальчонки дошкольного возраста, с русской печки только ножки свисают. Увидели нас и к нам, подруга хлеб достала из-за пазухи и им протянула. Это братишки ее были. А я заплакала, ведь у меня дома сестренки такие же. И подруге говорю: «Что ж ты ни сказала, что у тебя тут братья, я бы им свою пайку принесла».
***
Очень ждали дети конца войны. В тот день, когда Сталин объявил о капитуляции Германии, воспитанники училища буквально прыгали от радости, бросали друг в друга подушками, дурачились. Тамара Владимировна же упала на кровать и горько рыдала. Так ей хотелось, чтоб папка вернулся, боль и обида в душе царили. Заболела даже, видно нер-вы не выдержали.
Страшные вести об отце принес его сослуживец из Челябинска. Он передал вдове письмо, написанное Владимиром Ивановичем перед уходом в бой. С этого сражения он не вернулся. Было это в начале войны, шли ожесточенные бои, немцы наступали. Сослуживец рассказал, что в том бою полегло много бойцов, танки буквально шли по телам мертвых солдат, и мало кому удалось выжить в этом кровавом месиве. В письме Владимир Иванович просил свою супругу беречь детей. Так она и поступала все годы.
В семейном архиве Забродиных хранится архивная справка о том, что отец пропал без вести в августе 1941-го. Брат Тамары Владимировны Александр прошел всю войну и вернулся домой, служил он разведчиком, дошел до Берлина.
***
Война закончилась. Тамара окончила ремесленное училище, вернулась в село. Спустя некоторое время вышла замуж за Александра Забродина. Муж перевез ее в Старый Кумляк. Он работал бригадиром в совхозе, а Тамара Владимировна на ферме. Вырастили шестерых детей. Почти всем дали высшее образование. Сейчас дети уже на заслуженном отдыхе, а внуки и правнуки, которых у нашей героини больше 20, в выходные спешат в гости к своей мировой бабуле!
Елена ЧЕМПАЛОВА.
Фото автора
и из архива
Т. В. Забродиной.