Мальчишеское увлечение стало для пластовчанина профессией на всю жизнь
Александр Шепелев знаком многим пластовчанам как мастер по ремонту обуви. Редким в наши дни ремеслом он овладел, когда учился в школе. Ремонтом обуви занимается более двадцати пяти лет и считает, что занимается именно тем, чем хотел.
А дело было так: однажды младший брат позвал Александра на подработку. С вечера мальчишки договорились. На утро отправились к практикующему обувщику. Та самая встреча и увлекла Александра, и погрузила в сферу обуви, кожи, замков, набоек и т.д.
Время шло. Александр окончил школу в Кичигино. Поступил в Южноуральский энергетический техникум. Получил специальность сварщика-технолога. Но все же опыт, полученный в школьные годы, не отпускал. Взяв в руки инструмент, шаг за шагом Александр стал мастерить набойки, затем прошивать обувь, с каждым разом совершенствуя свое мастерство. Когда работал на южноуральском АИЗе, практиковался у бывалых мастеров под их чутким руководством.
Сегодня редко удается найти хорошего обувного мастера, а потребность в нем есть и остается. Сапожники, мастера по ремонту обуви перешли в разряд редких, уникальных специалистов. Профессии обувщика практически не учат. Труд обувного мастера сравним с трудом ювелира, ведь качество выполненной работы напрямую зависит от его личных качеств. Прежде всего, он должен быть терпеливым и точным. Хороший мастер почти никогда не отказывает клиентам, выполняя простые и сложные задачи.
На «лапу» (устройство для изготовления и ремонта обуви) к Александру попадает как обувь из натуральных, так и из искусственных материалов. Лапа – главная помощница обувщика, позволяющая находить самые непростые решения. Не обходится работа без специальной швейной машинки: при замене замков, расширении и сужении голенища сапога и прочего ремонта.


Набойки изготавливаются из резины повышенной прочности на основе натурального или бутадиенового каучука. Формы каблуков исчисляются десятками разновидностей. Для мастера не составит труда сделать набойку для любой из них. Сначала из набоечного листа он вырезает заготовку, затем следует клеевая обработка, потом грубая, в завершение набойка обтачивается на точильном станке и окрашивается.
За один день через руки мастера проходит до десятка пар обуви. Большая часть работы приходится на осенний и весенний сезоны. По словам Александра Шепелева, летом и зимой он тоже не сидит без работы. География желающих отремонтировать обувь у пластовского мастера большая. Гости города, планируя поездку, не забывают взять с собой обувь, нуждающуюся в руках умелого пластовчанина.
Из истории
Самые старые каблуки в истории датированы 14 веком. Тогда каблук не являлся частью подошвы, а просто ставился под пятку. В то время излюбленным занятием состоятельных людей была охота. Для них и была создана обувь с каблуком, не позволяющая соскальзывать ноге со стремени во время верховой езды.
К сведению
Бутадиеновый каучук – это материал, который получают полимеризацией бутадиена в присутствии различных катализаторов. Вулканизаты бутадиеновых каучуков являются резинами общего назначения, из которых налажено массовое производство шин, резино-технических изделий, обувных компонентов, изоляции проводов и кабелей.
К обувщику обращаются с разными просьбами: отремонтировать дорожную сумку, чемодан, ремешки. Селяне и жители частного сектора привозят на починку укрывные пологи. В способности и талант местного обувного мастера пластовчане верят настолько, что даже приносят в ремонт часы и другие предметы. Александр не отказывает, стараясь помочь каждому. «Как муравей», – улыбается он.



По наблюдениям Александра, чаще всего к нему обращаются женщины, но приносят не только свою обувь, но и мужскую. Случается и такое, что отремонтированную обувь владельцы попросту забывают забрать. Если в течение полугода хозяин так и не отозвался, то мастер передает эту пару нуждающимся.
Профессия обувщика – это физический труд, а также работа с материалами, которые оказывают токсичное влияние на организм. Поэтому, по мнению Александра, этим ремеслом должны заниматься мужчины. Но все же допускает и участие женщин, даже знает одну представительницу сапожного ремесла.
В процессе своей деятельности он научился изготавливать ключи, точить ножи, ножницы, бензопильные цепи. Дела мастер не боится! Сейчас Александр занят освоением новых направлений ручного ремесла: заточкой больших охотничьих ножей, дисков от циркулярных пил, рубаночных ножей.
В школьные годы Александр учился в музыкальной школе. По словам героя сегодняшней зарисовки, музыкальный талант и слух передались ему по наследству от дедушки и бабушки. Не растерял этого таланта и по сей день: умеет играть почти на всех музыкальных инструментах.
– Главное для любого мастера – это получать удовольствие от процесса работы. Мне повезло, я не хожу на работу, я занимаюсь полюбившимся с детства делом,
– говорит Александр
История профессии сапожника начинается вместе с появлением первой обуви. В древних цивилизациях и в старину каждый сам был себе умельцем, причем касалось это не только ремонта, но и самого изготовления обуви
Елена ЧЕМПАЛОВА
корреспондент «ЗО»
фото автора