Сегодня 23 сентября 2018 года
Главная  Новости  Статьи  Американские одноклассники

Американские одноклассники

12 Янв 2016, 13:51 Количество просмотров - 3845

Учительница из Пласта десять лет преподавала математику в США 

 

В пластовской школе №3 в 70-е годы было несколько учителей математики: хороших и разных. Нашему классу доставались… разные. Пока не появилась Майя Федоровна Киреева. Она влюбила нас в предмет и в себя. На уроках работали все – молодой педагог использовала методики, которые пришли в школу намного позднее. 

В начале двухтысячных годов М.Ф. Киреева уехала в США к дочери и внучкам, преподавала математику. Вернулась осенью 2015 года, и мы попросили ее поделиться впечатлениями об американской школе. 

 

Три ступени

 

В США нет единой государственной системы образования, как у нас. В каждом штате свои стандарты. Но везде среднее образование бесплатное и обязательное, учатся с 4,5-6 до 18-19 лет. Более 80% детей ходят в государственные школы по месту жительства. Если родители недовольны школой своего микрорайона, перевести ребенка в другую государственную не имеют права, только в частную.

 

Семья дочери Майи Федоровны Марии  живет в Денвере, столице штата Колорадо. Четыре внучки – Майя, Даша, Ника, Таня, школьницы от нулевого до десятого класса,  учатся в разных школах. Не потому что так захотели родители или дети, а потому что три ступени образования в США ученики проходят в трех школах: начальной, средней и высшей. Каждая полностью самостоятельное учреждение со своим учительским коллективом. 

 

 

В начальной школе учатся с первого по пятый классы. Есть еще подготовительный, или нулевой класс. Он может быть как в школе, так и в детском саду. Занятия ведет один педагог, часто у него есть помощник. Каждый год учителя меняются. Численность учеников в классах такая же, как у нас, 20-30 человек. В начальной школе детям не мешают ходить по классу, они могут сидеть кружком на полу, кто-то может читать сам по себе, рисовать. Однако к пятому классу все уже сидят за одноместными партами, и уроки имеют почти привычный для нас вид.

 

В средней школе учатся три года, с шестого по восьмой класс. Уроки ведут учителя-предметники. В конце учебного года каждый ученик составляет список предметов, которые он хочет взять на будущий год. Один из восьми уроков - обязательнейшая физкультура, плюс еще семь предметов. Программу ученики согласуют в канцелярии школы, где расписания утрясают и присылают каждому готовое на весь год.

 

В большинстве средних школ предлагается один и тот же набор: английский язык, математика, естественные науки (физика, химия, биология), общественные науки (история + география), физкультура. Занятия физкультурой переходят на уровень спортивных команд, ученики выбирают какой-то один вид спорта: американский или европейский футбол, баскетбол, плавание, легкую атлетику и т.д. Нет силовых видов спорта – бокса, борьбы.

 

Уроков технологии, как у нас, не существует. Но ученики много времени уделяют музыке, пению, рисованию, прикладному творчеству на других уроках и как-то между делом: перед каждым классом стена со сменными экспозициями для рисунков и других работ. Практически каждая школа имеет духовой оркестр и хор, они выступают и на школьных, и на городских мероприятиях, например, во время матчей на стадионах.

 

От ребенка в США никогда не услышишь: «Как меня достала эта школа!». Ходят с удовольствием. Потому что не только учатся - играют в школьных театрах, в группах, занимаются музыкой, спортом. Не ищут чем заняться после школы, потому что всё есть в школе. Однако в любом городе есть и центры дополнительного образования – за деньги!

 

 

Высшая школа

 

Высшая школа (9-12 классы) скорее напоминает колледж, чем нашу школу. Как правило, имеет  имя,  традиции, эмблемы – свой дух! Если в начальных и средних школах количество учащихся небольшое, а самих школ много, то в высшей школе от полутора до двух, а порой и свыше трех тысяч студентов, как называют в Америке старших учеников. Это комплекс зданий, парковок (многие старшеклассники с 16 лет ездят в школу на машинах) и нескольких стадионов – целый городок. В старших классах можно увидеть и беременных учениц, в основном чернокожих.

 

Американскому старшекласснику никогда не зададут вопрос: «В каком классе ты учишься?». Потому что в старших классах есть уровни. Хорошая система, считает Майя Федоровна. Например, в 9 классе можно изучать математику первого уровня, а в 10 классе – второго уровня и т.д. С каждым уровнем повышается сложность предмета. Если ты не тянешь свой уровень, можно ходить на уроки по этому предмету в класс ниже, если уровень для тебя легок, ходи в класс выше! Например, старшая внучка Майи Федоровны девятый класс окончила с алгеброй в одиннадцатом классе и геометрией в десятом. Уроки французского языка посещает со своим классом, а испанский изучает с двенадцатым! За весь день в школе ученики одного класса могут и не увидеться, разойдясь по урокам разного уровня. 

 

Для американцев такая перетасовка норма, у нас же, прежде всего родителями, воспринимается очень болезненно! Помню, систему дифференциации  М.Ф. Киреева применяла и у нас в пределах одного, конечно, класса. А это была, повторюсь, вторая половина 70-х годов! Нынешняя реформа российского образования предусматривает нечто подобное американской системе, но когда еще это станет у нас нормой! 

 

Дифференциация во многом объясняет, почему американцы понятия не имеют о школьной дружбе (которая у нас на всю жизнь!) и почему социальная сеть «Одноклассники» для них неактуальна.

 

Школьные кредиты

 

Каждый курс (или класс обучения)  оценивается определенным количеством баллов, например: английский - 4, математика - 3, история - 3, иностранный язык - 2, физическое образование - 0,5. Для перехода в следующую школу и для поступления в колледж определен минимальный объем баллов – кредит. Например, для поступления в колледж или университет необходимо набрать 20-25 баллов. Чтобы посещать классы, в которых идет подготовка к колледжу, нужно иметь «личный кредит», укладывающийся в рамки высшей оценки А (о системе оценок – ниже). Так что ребенок уже со школьной скамьи сознательно выбирает классы, которые он посещает и, следовательно, свою дорогу в жизни. 

 

По окончании школы выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата и результаты тестирования, как, собственно, стало и у нас. Третий обязательный компонент для успеха при поступлении – это рекомендации, и самая важная из них  школьная характеристика.

 

Учение и воспитание

 

Вопрос воспитания в американской школе не стоит. Учитель дает знания, все остальное – дело семьи, родителей. Ребенку никогда не сделают замечания, не отругают за невыполненное домашнее задание, только вежливо поинтересуются: «Ты был, наверное, занят?!». У американских детишек на все случаи жизни есть любимая отговорка: «Я забыл». Действует как волшебное слово: никаких претензий, раз забыл. Дух в школе на уроках, на переменах очень миролюбивый, без криков, без нервов. Да и времени на разборки нет: перемены пятиминутные, лишь одна длительностью до часа – на обед.

 

В школе запрещено включать сотовые телефоны, фотографировать, снимать видео  без разрешения администрации. Если возникли малейшие нарушения дисциплины, зазвонил телефон, кто-то кого-то стукнул (не дай Бог!), обругал – учитель отправляет нарушителя в офис. Дальше с ним разбирается администратор.

 

Если ученику скучно на уроке, он может полежать, почитать книгу, съесть пирожок (точнее, какой-нибудь сэндвич). Другим мешать не будет, и ему никто не сделает замечания. Учеба - личное дело, вопрос «Как ты учишься?» американскому школьнику тоже никогда не зададут. Не надел ребенок шапку в непогоду, учитель не будет делать замечания, а тем более заставлять надеть – это тоже личное дело ученика. Со всеми проблемами  – к психологу! Психолог – человек №1 в Америке. 

 

После уроков, как бывает у нас, не оставят, сверх нормы ничего не зададут. Все дополнительные занятия – за деньги. Что-то не понял на уроке – ищи в Интернете.

 

В порядке вещей то, что мы называем стукачество. Американцы законопослушны и с детства приучаются доносить куда и кому следует о нарушениях дисциплины, порядка, этики, что для русских, попавших в американскую среду, неприемлемо.

 

И еще два факта непозволительной, с нашей точки зрения, невоспитанности. Если американский ребенок, подросток приходит в гости к другу или однокласснику домой, то с ним одним и общается: «Привет, Майка! Пока, Майка!», других домашних просто не замечает. Ни дети, ни взрослые никогда не уступят очередь или место в переполненном автобусе пожилому человеку, матери с ребенком, потому что в Америке все равны! 

 

Семья и школа

 

У нас в России даже есть педагогический журнал с таким названием, который издается, по его собственным подсчетам, уже лет 140! Традиции взаимосвязей семьи и школы устоялись. В США взаимоотношения родителей ученика, учителей и директора совершенно иные. Родительских собраний никаких и никогда! (Может быть, только в начале года, когда знакомят с уставом школы и раздают листочки со списком того, что нужно принести в школу для рукоделия).  Мамам и папам не читают лекций, не дают советов по обучению или воспитанию, не отчитывают за неуспеваемость или поведение ребенка. Ни в одиночку, ни тем более перед другими родителями. Никаких записей в дневник «Не готов к уроку! Примите меры». Все контакты школы с родителями – через электронную или обычную почту, через секретаря. Раз в семестр конференции, или митинги, учителей. Каждому родителю (поодиночке или совместно с ребенком) отводится время, допустим, с 18.00 до 18.15. Педагоги – милые, воспитанные люди, никогда не нагрубят. В Америке учителям не принято дарить подарки, только цветы. И зимой, и летом на их столах обычно стоят огромные букеты.

 

У мам и пап тоже не возникает мысли пойти в школу узнать, как учится  чадо, не шалит ли на уроках. Родители обязаны доставить ученика младшей или средней школы на занятия и забрать его (если он не ездит на школьном автобусе). Могут помочь организовать какой-то праздник (но не деньгами!), поездку, могут в день рождения ребенка принести воду, кейки (английское cake – пирожное, кекс). Попасть в школу просто так проблематично: по звонку на первый урок автоматически закрываются электронные замки на входных дверях, пропуск – только через охранника. Представитель администрации, изучив всё ваше досье (данные о родителях зафиксированы в школьном компьютере) выдает нагрудную наклейку - бейджик с вашими данными. Удивительно, как умудряются проникать в школу с  оружием и расстреливать учителей и учеников?!

 

Желтые школьные автобусы во всех штатах Америки наделены особыми правами дорожного движения: если он остановился, все машины за ним и перед ним должны остановиться тоже. В автобусе есть видеокамера. Водитель знает всех своих пассажиров. Для каждого ребенка определено место, где его подберет автобус. Если гололед – школы не работают: опасно возить детей по такой дороге!

 

У них нет 1 сентября!

 

Никакого праздника Дня знаний не устраивают. Всё очень буднично. Учебный год начинается в августе-сентябре, о конкретной дате родителей оповещают за неделю до занятий. Продолжительность учебного года – 175 рабочих дней при пятидневной неделе и 5-7 уроках ежедневно. Уроки могут начинаться в 7.50, 8.42, 9.17… Год делится на два семестра и разбит на шестинедельные периоды. В конце такого периода выставляются баллы по каждому учебному предмету.

 

А вот конец года в американских школах отмечают! Обычно большим торжеством со множеством аттракционов, лотереями, состязаниями, призами и пикником с мороженым и хот-догами. Это происходит в мае-июне, стоит прекрасная погода, и пикник устраивают прямо на поляне перед зданием. У каждой школы есть такая зеленая поляна! 

 

Учебники и тетради

 

Учебники в школах выдаются бесплатно, на обложке (как у нас раньше) наклеен листок, куда каждый год записывается имя ученика – пользователя книги. В конце учебного года книга сдается, если она окажется в плохом состоянии, придется оплатить стоимость. А цена учебника порой переваливает за 100 долларов! Потому что изданы на хорошей бумаге, со множеством цветных иллюстраций и очень массивные. Оттого школьные рюкзаки  неподъемные, как и у наших детей. Но  американские детишки не таскают учебники за собой весь день, хранят в индивидуальном шкафчике, на урок берут один нужный.

 

Тетрадей как таковых в школах США нет! По крайней мере, в начальной школе точно. Учитель распечатывает задания на листах, которые выглядят порой довольно неряшливо: как оторвался лист неровно, так учитель его и размножит. Обычно в пятницу ребенок получает пачку листов с заданиями, выполнить которые нужно к следующей пятнице. Малышам начальной школы бывает сложно распределить такой объем домашней работы, это никого не волнует. Задания тестовые, учителю неинтересен ход твоих мыслей,  новый способ решения задачи или уравнения, важен только правильный ответ. Чаще всего его нужно выбрать и отметить галочкой. 

 

Уроки и оценки

 

Типичный урок – это оживленная лекция. Учитель вовлекает студентов в обсуждение предложенной заранее или излагаемой на уроке темы. Желающие поднимают руку и говорят, учитель подзуживает, обостряет вопросы. Участие в обсуждении — это не опрос, устных проверок знаний здесь не бывает. Некоторые учителя его вообще не оценивают, другие, особенно в языковых и исторических дисциплинах, учитывают по своему усмотрению. Такая форма «добровольного опроса» нацелена на закрепление узнанного и выработку собственного мнения, а не на поддержание в страхе: вызовут — не вызовут. Урок зачастую иллюстрируют показом слайдов через проектор с учительского ноутбука, опытов и фрагментов фильмов на иностранных языках.

 

Проверка знаний - по письменным опросам или тестам, устные ответы у доски, как в наших школах, не практикуются. Стихов наизусть тоже не учат, то есть память абсолютно не развивается. Иногда учителя дают задание подготовить что-то вроде реферата, небольшого письменного задания с иллюстрациями, распечатанного на компьютере. Пользы от такой работы, учитывая повсеместное использование Интернета, никакой.

 

Система оценок 100-бальная, но при этом имеет еще буквенное обозначение: А – 100-90 баллов (наша 5), В – 90-80 баллов (4), С – 80-70 (3), D – 70-60 (совсем уж худо!), а ниже – ученик не аттестован. Оценки ставят, но их не сообщают в классе, только родителям и ученику.

 

Школьная форма

 

В одних школах разрешено ходить не в форме, а в других она обязательна. В государственных школах чаще всего нет особых требований к внешнему виду учащихся, лишь бы было удобно. С марта по ноябрь американцы ходят  в легкой одежде. Но правила приличия соблюдаются: декольте у девочек  на ширину  двух пальцев, юбка – по длине опущенных рук. Учителя нельзя назвать образцом для подражания. Много неопрятных: вытянутые, пять раз стиранные в машине футболки, разношенные шлепки. Американца сразу выделишь в толпе! 

 

В пятницу вся Америка сразу после работы отправляется отдыхать, обычно это какое-нибудь путешествие. Стараются выехать пораньше, до пробок на дорогах. Поэтому в большинстве учреждений в этот день допускается свободная одежда. Действует это правило и в школе: здесь тоже в пятницу «free-dress». 

 

Обучение в начальной школе США строится без шаблона и муштры. Нередко можно увидеть такое объявление: «Четверг. Наденьте свои пижамы». В этот день все ходят в абсолютно расслабленном виде – в пижамах! Существуют дни сумасшедших носков: нужно прийти в носках из разных пар. Есть дни домашних тапочек. Последнюю неделю до Рождества школьники носят красную или зеленую одежду – в цвет праздника.

 

Питание

 

Что касается питания школьников, то оно организовано намного хуже, чем у нас. В младших, да и средних классах, многие дети приносят с собой ленч в коробочках. Столовые, а правильнее сказать буфеты, в школах есть, но еду там не готовят, привозят готовую, потом разогревают. Выбор еды очень однообразный, и цены намного выше, чем в кафе за пределами школы. Обычно это два-три вида, например, кусок пиццы, или сандвич с курицей, или рыбные палочки, или куриные нагетсы. И в мелкой расфасовке печенье, крекеры, шоколадки.  И напиток, чаще всего холодный чай либо вода в бутылочках. Все сладкие газированные напитки типа пепси и кока-колы  в школах запрещены, как вредные для здоровья.  Оплата  в буфете идет через компьютерное устройство с индивидуального счета ученика. Родители каждый месяц переводят определенную сумму на счет ребенка, где кроме имени указан класс и идентификационный номер. Можно, конечно, расплатиться и наличными.

 

Профессия – учитель

 

Директоров, учителей и их помощников нанимает администрация образовательного округа, отчитывающаяся перед Советом, в состав которого входят и родители учащихся. Профессия учителя в США весьма престижна и уважаема. Устроиться на службу в школу гораздо сложнее, чем в университет. В стране существует многоступенчатая (до 24 разрядов) система оплаты труда школьного учителя. Та или иная ступень присуждается в зависимости от уровня профессиональной квалификации, результативности работы и стажа.

 

Зарплата начинающего молодого учителя, со степенью бакалавра, в разных штатах колеблется от $30 до $35 тысяч в год, а опытного, со стажем, со степенью магистра или доктора - около $ 60 тысяч. Существует система поощрительных бонусов по итогам года, за проведение различных конкурсов, олимпиад, мероприятий и т.п. Главное же преимущество в очень высоком уровне социальной защиты педагога, в медицинской страховке и пенсии, которые оплачивает государство. Поэтому среднестатистический американский учитель живет в собственном доме, имеет хорошую машину и может позволить себе отдых на курортах. 

 

Директора школ получают примерно в два раза больше. Оплачиваемый отпуск – 20 рабочих дней – предоставляется только директору школы. Педагоги имеют отпуск на все время летних каникул, но неоплачиваемый. И в течение учебного года учителя могут получить 10 оплачиваемых дней по больничному листу. Во время летних каникул учителя могут повышать свой профессиональный и образовательный уровень. 

 

Как и в наших школах, учителя в США пишут поурочные планы – они обязательны, и раз в четыре недели сдаются на проверку. Раз в месяц проводятся официальные совещания директора и всех педагогов школы – как у нас педсоветы, и раз в месяц директор встречается с каждым педагогом индивидуально для беседы по разным вопросам. 

 

Готовят учителей в колледжах, где есть, как и у нас сейчас, бакалав-риат и магистратура. При учебе в четырехгодичном колледже можно взять соответствующий набор дисциплин и получить диплом и учительский сертификат. Примерно около трети курсов должны быть связаны со школьной работой, остальные — общее образование и научная специализация (математика, химия и др.). Есть и специальные педагогические колледжи, где готовят именно учителей, чаще для начальной и средней школы.

 

Нина МИХАЙЛОВА.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние объявления

Доска объявлений

Организации

Каталог организаций