Сегодня 20 июля 2018 года
Главная  Новости  Статьи  Садовник, вырастивший сад

Садовник, вырастивший сад

17 Март 2015, 14:35 Количество просмотров - 2991

Нина Николаевна Питиримова – почетный гражданин Пластовского района.

 

Материал о заслуженном учителе Российской Федерации почетном гражданине Пластовского района Н.Н. Питиримовой четвероклассник 10-й школы Иван Санников под руководством учительницы Н.Н. Фаизовой подготовил на школьную научно-исследовательскую конференцию, но разволновался и не смог выступить. Исследование  отдали в музей, а сокращенный вариант мама Марина Владимировна, которая тоже помогала сыну писать работу, прислала в редакцию  на конкурс «Учитель словесности».

 

Не детская тяжесть – война

Детство Нины Николаевны, как и всех детей военного времени, было трудное. До сих пор она помнит постоянное сосущее чувство голода. В школу бегала зимой в тоненьких старых ботиночках. Однажды увидела ее мама одноклассника и нараспев, по-вятски, посочувствовала: «Нинка, да это ж почти босиком! Да погоди, погоди…». И вынесла ей огромные валенки, тепло этих валенок Нина Николаевна ощущает до сих пор.

 

Дети войны рано взрослели. Каждый день в класс кто-то приходил в рыданиях, потому что семья получила «выключку»-похоронку.

 

Школьники, как и вся страна, жили одной мыслью: «Всё для фронта, всё для Победы». Ходили по домам, собирали деньги, собирали шерсть, из которой вязали варежки с двумя пальцами для бойцов, пилили дрова. По осени на поле переворачивали хлеб, чтобы не прел, копали лопатами картошку, собирали овощи. Было холодно и голодно. Ослабленные дети часто умирали, косил тиф – лекарств не было. Учебник в школе был один на пять-шесть человек, передавали его друг другу по эстафете.

 

– Из нас, тринадцатилетних, сформировали бригаду человек в 30. И стали мы золотодобытчиками, – вспоминает Нина Николаевна. – Задача была поставлена по-военному ясная: фронту для победы нужно золото. В руках у каждого из нас ведро. Норма – набрать десять ведер руды. А как отличить её от породы? На первый день нам дали инструктора, он учил: «Зачерпните, ребятишки, воды, облейте камень, руда сразу и проявится – поголубеет». И мы усердно поливали, выбирали, наполняли ведерки рудой. Это в первые дни, а потом наловчились, безошибочно отбирали, стараясь выполнить норму. Наполненные ведра носили парами, перекинув через жердочку. Как мы их таскали? Этот вопрос возник у меня лет через двадцать, когда мы с мамой разрабатывали целик под огородик. Я бодро ухватила ведро и присела: тяжесть неподъемная! Так ведь это я уже взрослая, сытая, сильная! А тогда? Не было случая, чтобы норму не выполнили или опоздали, схитрили, простых камней набросали. Все серьезно, ответственно.

 

Погрузка руды – труд тяжелый даже для взрослых. Мальчишки и девчонки, вооружившись лопатами, кидали руду в вагонетки. Закончив, в полном изнеможении валились на шпалы, долго не могли отдышаться. Не детская это тяжесть – война.

 

День Победы Нина Николаевна запомнила на всю жизнь. Рано утром, когда ещё спали, слышит, кто-то перелез через ворота, стучит в окошко: «Победа! Победа!». Несколько дней подряд накануне лили дожди, земля словно умывалась, готовясь к торжеству. Кругом лужи. Соседка в длинном бордовом платье так плясала в каком-то неудержимом неистовстве, дирижируя себе руками! Брызги разлетались! Её брат играл на гармошке частушки. Грязь по колено, но её никто не замечал, все целуются, обнимаются. Ликование было всеобщим!

 

Учитель, театрал, следопыт

В 1949 году Н.Н. Питиримова закончила школу. Пошла устраиваться на работу вожатой, инспектор сказал: «Вожатой всегда успеешь, попробуй учителем». 1 июня получила аттестат, а 1 сентября вошла в класс учителем. Дали четвертый класс. Работала в школьной форме, другой одежды не было. Проверять тетради Нина научилась ещё в детстве. Мама-учительница в военные годы по ночам работала в шахте: оставит Нине стопку тетрадей и уйдёт на работу. Через год Нина Николаевна уже преподавала русский язык.

 

Нелегко было вести литературу в старших классах – не хватало знаний, опыта. Стыдно было показаться некомпетентной перед старшеклассниками. Но какие интересные, замечательные были ребята! Многих учитель помнит до сих пор. На уроках было редкое слияние душ. Родилась традиция – после изучения творчества писателя проводить литературный вечер. В тишине переполненного зала звучали стихи, отрывки из прозы, сообщения о неизвестных страницах жизни писателя, обязательно ставили пьесу.

 

Нина Николаевна – человек творческий, креативный. Её уроки – настоящие спектакли. А в руках учителя как будто дирижерская палочка, которой она управляла так умело, что заставляла работать всех учеников с азартом, с интересом. В школе с её легкой руки проходили недели русского языка, грамматические ярмарки, турниры смекалистых, устные журналы «По дорогам и тропам русского языка», пушкинские, лермонтовские, есенинские недели с конкурсами чтецов.

 

Сколько выпускников школы вспоминают свой драматический кружок! Не кружок, а целый театр! Ставили и детские пьесы, и классику. Сами шили костюмы, делали декорации. На городских смотрах художественной самодеятельности и конкурсах чтецов им не было равных.

 

Нина Николаевна считает большим делом своей жизни создание следопытского клуба «Факел». Ребята собрали материал о 200 участниках Великой Отечественной войны. Нашли могилы героев Гражданской войны Губина и Булдакова, добились, чтобы им установили памятник. Ребята создали комнату Боевой Славы, проводили экскурсии. Клуб работал, пока ребята не закончили школу.

 

«Да я это уже внедрила!»

В 1957 году Н.Н. Питиримова окончила факультет русского языка и литературы Челябинского государственного педагогического института.

 

Нина Николаевна разработала серию нетрадиционных уроков-семинаров по русскому языку и литературе с использованием технических и наглядных средств. Одна из первых в городе стала проводить уроки русского языка на едином текстовом материале, составив для этого сборник учебных текстов. Опыт работы Питиримовой обобщался городским методическим кабинетом, Челябинским областным институтом усовершенствования учителей, разработки уроков публиковались в журнале «Русский язык в школе».

 

Педагогическая интуиция помогала идти в ногу со временем. Пока ученые мужи придумывали мудрёные названия новым идеям образования, Нина Николаевна, прочитав эти теоретические выкладки, восклицала: «Да я это уже внедрила, только не знала, что оно так витиевато называется!» Её уроки всегда продуманные, наполненные, как праздник знаний. Самые разнообразные методы не дадут результата, если учитель не будет жить интересами детей. Нина Николаевна всегда отдавала детям всю свою душу. Она знала о детях все, вовремя оказывая помощь. Называла свою работу «сладкой каторгой». Главный её принцип: мало заложить основы грамотности и довольствоваться результатами очередного диктанта. Важно, чтобы ученик пережил чувство изумления перед Словом, вызывая интерес к нему и к предмету в целом.

 

– Я считаю важнейшей задачей вести учеников в сад, имя которому родное слово, добиваться, чтобы каждый ребёнок пережил чувство изумления, наблюдая красоту цветка – слова! Это чувство изумления придет, когда ученик будет сам тружеником в саду. Это во многом зависит от учителя, выбравшего себе судьбу без звонка на перемену, – говорит Питиримова.

 

Еще один педагогический принцип Нины Николаевны: не навреди! Главное – не долбить и не жучить. Юмором, шуткой, метким словом, прибауткой разряжала самую напряженную обстановку. Умела радоваться даже самым маленьким победам учеников в освоении Слова.

 

Много лет Н.Н. Питиримова возглавляла городское методическое объединение учителей русского языка, вела практические занятия в ЧГПИ, неоднократно участвовала в городских и областных учительских семинарах и конференциях.

 

За многолетний добросовестный труд Нина Николаевна имеет много наград. В 1973 году она стала победителем социалистического соревнования, а в 1974 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». В 1978 году была избрана делегатом Челябинского областного и Всероссийского съездов учителей. Награждена орденом Октябрьской Революции, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». В 2000 году Нине Николаевне присвоено звание почетного гражданина города Пласта.

 

Много лет подряд Н.Н. Питиримову избирали в состав горкома профсоюза работников образования. Она выполняла нагрузку внештатного инспектора гороно: ходила на уроки коллег, анализировала, давала советы. Её много раз приглашали в гороно на должность постоянного инспектора, уговаривали. За отказ от руководящей должности даже имела выговор. Наконец согласилась, но к концу первого дня пришло железное решение: не в свои сани не садись. Утром следующего дня привычно пришла в школу. Дети ликовали! Как смеётся Нина Николаевна, у неё 47 лет безупречной педагогической деятельности и один день административной.

 

– Любила свою работу. Вернись молодость – возвратилась бы в сад, имя которому родной язык, русский язык, – говорит она.

 

По мнению Нины Николаевны, профессия учителя складывается из компетентности, самоусовершенствования, любви к работе, ответственности перед детьми и перед собой, уважения к ученику, к его знанию и незнанию тоже. И все это умножить на великое терпение.

 

Стопроцентный результат

С 1996 года Нина Николаевна находится на заслуженном отдыхе, активно участвует в культурно-общественной жизни города и района. Нина Николаевна является нештатным сотрудником историко-краеведческого музея, проводит экскурсии, уроки знаний.

 

В 2006 году, ей тогда было 75 лет, Нина Николаевна решила поучаствовать во Всероссийском конкурсе русского языка. С заданиями первого тура справилась легко, набрав 100%-ный результат. Во втором туре написала сочинение-эссе и прошла в третий тур. Её, как победителя, пригласили в Санкт-Петербург, бесплатно, все расходы оплачивали организаторы конкурса, но по состоянию здоровья Нина Николаевна не поехала. От истинных ценителей русского языка, прочитавших работы Нины Николаевны, она получила письма, фотографии, диски с проведения фестиваля.

 

Нина Николаевна живет яркой интересной жизнь, дарила и продолжает дарить знания людям, вносить большой вклад в развитие района. Она настоящий труженик – садовник, вырастивший богатый урожай. Ученики её повсюду: на всех предприятиях города, во всех школах, по всей России.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние объявления

Доска объявлений

Организации

Каталог организаций